Детские страхи: причины и последствия
Страхи – это ощущение тревоги или беспокойства, появляющееся в ответ на воображаемую или реальную угрозу жизни или благополучию. У детей подобные страхи, как правило, являются следствием психологического влияния взрослых (главным образом, родителей), или самовнушения.
Причинами страха могут быть события, ситуации и условия, которые являются потенциальными источниками опасности. Страх может иметь своим предметом объект или какого-либо человека, которые иногда с ним не связаны (в таком случае он расценивается как беспредметный). Может быть вызван страданием, если в детстве сложились связи между данными чувствами.
Возрастные страхи, то есть страхи, которые свойственные для некого определенного возрастного периода, отображают исторический путь формирования самосознания человека. Сначала ребенок опасается остаться один, без помощи близких, опасается чужих, незнакомых людей.
Часто дети категорически отказываются ходить в детский сад или школу, потому что подвергаются в коллективе оскорблениям, насмешкам и унижениям.
Несмотря на общую отрицательную окраску, страх осуществляет важные положительные функции в психической жизни ребенка:
- страх – это особое средство познания окружающей реальности, что приводит к более избирательному и критическому отношению к ней и, таким образом, может осуществлять определенную обучающую роль в ходе становления личности;
- в качестве реакции на угрозу страх дает возможность предупредить встречу с ней, играя тем самым адаптивную защитную роль в концепции саморегуляции психики.
Профилактика детских страхов
Проводить профилактику страхов у детей нужно комплексно, включая в этот процесс не только детей и их родителей, но и работников дошкольного и школьного учреждений.
Выделяют две ключевые задачи психопрофилактических мер по предотвращению детских страхов:
- Во-первых, профилактика возникновения сильно выраженных страхов и их немалого количества, профилактика закрепления возрастных страхов.
- Во-вторых, профилактика негативной динамики уже существующих страхов, которая включает проведение мер коррекции, то есть профилактика возникновения стойких и интенсивных страхов, а также страхов, носящих иррациональный характер.
Страхов бывает существенно меньше у детей, которые имеют возможность общения со сверстниками. Оттого ключевыми задачами профилактической деятельности страхов у детей считаются:
- Познакомиться с детьми и найти эмоциональный контакт;
- Провести обследование детей и дать оценку приобретенных результатов: обнаружить присутствие или отсутствие страхов у детей, их интенсивность и количество проявления, выявить категории риска;
- Провести профилактическую и коррекционную работу с детьми;
- Провести повторные диагностические мероприятия с детьми;
- Дать оценку результаты проведенной повторных диагностических мероприятий и сопоставить их с информацией из первоначальной диагностики.
К осуществлению мер профилактики должны привлекаться сотрудники детского сада, школы; применяемые ими формы деятельности включают коррекционные и профилактические компоненты, главным образом групповые: занятия, физкультурный праздник, музыкальное развлечение.
Приемы и методы профилактики детских страхов:
- психологическое просвещение (дидактические игры и беседы),
- игровая терапия,
- поведенческая игротерапия,
- психогимнастика,
- музыкотерапия,
- терапия танцем,
- сказкотерапия,
- арт-терапия,
- упражнения на снятие психо-мышечного напряжения и дыхательные.
Главная роль в уменьшении числа страхов у детей и ослаблении силы их влияния на ребенка принадлежит взрослым. Особенное значение имеет воздействие семьи (близких взрослых). Обобщая рекомендации разных авторов по проблеме страхов, можно обратить внимание на следующие взаимосвязанные аспекты «семейной» профилактики страхов детей: когнитивный, эмоционально-волевой, психогигиенический.
Значительным моментом считается поддержка ребенка в семье на эмоциональном уровне: принятие, признание человеческой и личностной ценности вне зависимости от того, какие качества имеет ребенок.
Необходимо упражнять детей в выдержке, воспитывать решительность и храбрость, волевые качества. Родителям необходимо разговаривать с детьми о страхах и если существует такая необходимость объяснять причины тех или других событий. Исключительно так ребенок будет способен приобрести силу, необходимую для взаимодействия с окружающим миром. Уместно использовать предупредительную информацию.
Коррекция представляет собой особенную форму психолого-педагогической деятельности, которая обращена на формирование благоприятных условий для оптимизации психического формирования личности ребенка, оказание ему специальной психологической поддержки.
Рассмотрим некоторые из них: коррекция при помощи куклотерапии или сказкотерапии; фантазирование, рисование, арттерапия, совершенствование детско-родительских отношений.
Коррекция посредством рисования. Рисуя, ребенок дает выход своим переживаниям и чувствам, мечтам и желаниям, перестраивает свои отношения в разных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми устрашающими, травмирующими и неприятными образами.
Коррекция посредством игротерапии. Успешность игрового коррекционного действия заложена в диалогическом общении взрослого и ребенка через принятие, отражение и вербализацию им свободно выражаемых в игре чувств.
Коррекция посредством сказкотерапии. Во время деятельности над сказкой ребенок обретает определенные способы борьбы с собственными страхами, его эмоциональный мир окрашивается наиболее радостными тонами.
Коррекция посредством куклотерапии. Оживляя собственный страх, играя с ним, ребенок на бессознательном уровне запечатлевает то, что он может сам управлять собственным страхом.
Коррекция с помощью улучшения детско-родительских отношений. Деятельность совместно с семьёй ребёнка позволяет устранить страхи, сформировать условия для раскрытия личности ребенка, организовать ему возможности проявить себя, свои эмоции и чувства.
Коррекция при помощи индивидуально-групповых занятий. Оригинальным методом психотерапии детей считается драматическая психоэлевация.
В дошкольном возрасте страхи особо успешно подвергаются психологическому воздействию, так как они пока больше определены эмоциями, чем характером, и во многом носят возрастной переходящий характер. Если в данном возрасте не будет сформировано умение определять ценность своих поступков с точки зрения социальных предписаний, то в последующем это будет очень тяжело сделать, так как упущено благоприятное время для развития чувства ответственности.