Норма — это установленная мера, средняя величина чего-либо. Данная категория относительно постоянна, а ее содержание полностью зависит от культуры социума и может существенно меняться в разных аспектах с течением времени.
Аспекты понятия нормы в психологии
В рамках профессиональной нормы объект психодиагностики (например, конкретное лицо, устраивающееся на работу) обладает способностью к изменению. Он находится в одном из состояний, которое можно характеризовать с помощью большого количества переменных. В отношении к норме объект обладает двумя состояниями — нормальным и отклоняющимся.
Категория «норма» рассматривается с нескольких сторон:
- в качестве оптимального состояния объекта (наиболее устойчива, в большей мере соответствует поставленным условиям и задачам функционирования).
- как исходное начало, предназначенное для сравнения;
- как отсутствие отклонений;
- в качестве описательной характеристики.
С первой позиции нормальным является состояние, которое обеспечивает выживание человека или соответствие его поведения социальным нормам. Норма со второго аспекта представляет собой исходное начало для оценки данных диагностических исследований (результат как исходное основание для сравнения испытуемых).
Чаще всего для данной цели применяют формальный критерий, относящийся к статистическому подходу понимания нормы, который был выведен на основании сравнения результатов и их распределения у большого числа лиц. Тем не менее, очень сложным считается определение положения человека относительно нормы (например, если брать в качестве основы сравнения не один, а несколько показателей, то получается, что «нормальных» людей будет меньшее количество).
Норма в качестве отрицательного логического критерия с третьей позиции представлена отсутствием отклонений. Согласно данному подходу нормальным признается такое лицо, у которого в ходе обследования выявили отсутствие признаков, относящихся в психологии к отклонениям и психическим заболеваниям.
Виды норм, их описание и критерии
В психологии принято рассматривать профессиональные, социальные, учебные и другие типы норм, которые отражают определенную культуру в конкретном обществе на соответствующей стадии развития.
Норма в психологии представляет собой правила и требования, которые приняты в соответствующем обществе на некотором этапе его развития. Они относятся к разным аспектам проявления психической активности человека.
Описание нормы с помощью положительного логического критерия предполагает установку системы признаков психического здоровья. Основой их выделения могут быть общечеловеческие ценности или признаки продуктивной деятельности здоровых самоактуализирующихся лиц.
В качестве критерия нормы признан достаточно большой перечень признаков психически здорового человека. Он включает в себя следующие аспекты:
- причинная обусловленность психических явлений;
- максимальная приближенность субъективных образов к отражаемым объектам действительности и отношениям людей к ней;
- соответствие физических и психических реакций силе и частоте внешних раздражений;
- критический подход к жизненным обстоятельствам;
- степень адекватности реакций на обстоятельства в обществе (социальная среда);
- ответственность за потомство и близких людей;
- способность менять поведение в соответствии со сменой жизненных ситуаций; самоутверждение в коллективах (обществе), исключая ущерб для других членов;
- способность планировать собственный жизненный путь и его осуществление.
Проблема нормы в психологии
Норма в психологии представляет собой баланс сил, среднюю величину между «много» и «мало». Это баланс, с помощью которого системы способны приходить в равновесное состояние и образовывать соразмерность (гармонию). Из этого предлагается лапидарное определение нормы (патология, аномалия).
Норма — это состояние системы, характеризующее ее в качестве среднего между избытком и недостатком. Аномалия при этом является определенным отклонением от этой величины, способным нарушить баланс, но не переходящим границы патологии. Патология представляет собой крайнюю противоположность нормы (так называемое вырождение).
Проблема профессиональной нормы в психологии состоит в том, что до настоящего момента все ещё не принято единого представления о ней. Один из ведущих источников заимствований в психологии представлен понятийным аппаратом медицины (в частности, психиатрии), который мало можно отнести к профессиональной деятельности. Так, в психиатрии категория «норма» по традиции существует как дихотомия «норма — патология».
Первоначально проблема нормы рассматривалась в тех сферах психиатрии и психологии, которые работали с пограничными явлениями (например, психопатией). Интерес к проблеме нормы и патологии проявился благодаря психоанализу З. Фрейда, который включил «психопатологии обыденной жизни» в психопатологии.
Важный импульс к развитию понятия «норма» представлен социально-психологическими методами исследования психики человека. В их результате выявили, что содержание понятий «норма» и «патология» полностью зависит от культуры, в условиях которой живет человек.
В литературе справедливо было замечено, что понятие «норма», особенно «профессиональная норма», является проблемой, которая трудна для определения. Признаки, формирующие эту категорию, трудноуловимы и изменчивы.
Проблема нормы и ее вариантов — это сложная проблема в современной психологической науке. Она состоит из решения таких вопросов, как норма реакции (моторная, сенсорная), норма когнитивных функций (восприятие, память, мышление), норма регуляции, эмоциональная норма, норма личности.
Если проанализировать существующие в психологии учения о норме, включая статистический и культурный релятивизм, выраженную патологию и др.), то можно увидеть, что под нормой понимался некий средний показатель. Она включает индивидуальную динамическую систему свойств психики конкретного человека, которая дает возможность адекватно возрасту, полу и социальному положению проводить познание окружающей действительности, адаптируясь к ней и выполняя социальные и профессиональные функции в соответствии с потребностями.