Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Процесс деидеологизации

Сущность понятия «деидеологизация»

Определение 1

Деидеологизация – это устранение влияния идеологии на массовое политическое сознание; это направление политической мысли, исключающее идеологию как систему идей и ценностей из жизни общества и образующих его институтов.

Определений этого термина существует несколько. По мнению В. Миронова, деидеологизация является философской и социально-политической концепцией, которая в 50-е годы получила довольно широкое распространение на Западе. Она провозглашала конец идеологии и ратовала за освобождение общества от её воздействия.

По мнению других специалистов, деидеологизация – это совокупность теории, политики и практики, направленная на отказ от крайне идеологизированного подхода к оценке и анализу социально-политических процессов.

В Советском Союзе было принято считать, что деидеологизация – это иллюзорная концепция, утверждающая, что все проблемы капиталистического общества можно решить без участия масс, без борьбы классов, а чисто техническими средствами. Считалось, что эта концепция была направлена против социализма и марксистско-ленинской идеологии.

Деидеологизация России имеет правовое основание – это п.2 ст.13 Конституции РФ. В статье написано, что никакая идеология не может быть установлена в качестве обязательной или государственной. В принципе такая формулировка статьи создает атмосферу неопределенности, потому что снимает с правящего класса обязанности объяснять стратегические цели, ценности и приоритеты развития страны.

Концепция деидеологизации ориентируется на позитивное знание, что роднит её с традицией позитивизма. Новый класс технократов и менеджеров, представляющий социальную базу этого процесса, пытается освободиться от опеки политиков и идеологов. Он стремится освободиться от давления традиционной среды, защищающей свои ценности.

«Процесс деидеологизации» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тезис о том, что общественного процветания можно гораздо эффективнее достичь посредством научно-технической революции, является девизом сторонников деидеологизации. В странах Западной Европы в 50-60-е годы деидеологизацию связывали с социально-политической стабильностью общества и надеждами на модернизацию сознания.

Вопрос о деидеологизации государства – это способ манипуляции общественным сознанием.

После распада СССР в стране активно начали действовать либералы-западники. Их главная задача заключалась в том, чтобы дискредитировать подвиг российского народа и его историю, сотни некоммерческих организаций (НКО), финансируемые западными спецслужбами, вели целенаправленную пропаганду чуждых идей – это и была попытка деидеологизации россиян, попытка лишить народ смысла существования и перспектив развития.

Развязавшие против России идеологическую войну, американцы и их союзники пытаются реализовать свой сценарий – разрушить веками создаваемую систему ценностей.

Теории деидеологизации

На жизнедеятельность современного общества большое влияние оказывает наука, которая превращается в основной фактор социально-экономического развития. В связи с этим в 60-е годы XX века возникла теория деидеологизации общества. Авторами этой теории стали Д. Белл, Э. Тоффлер, Дж. Гэлбрейт – американские социологи.

Теория деидеологизации утверждает, что в постиндустриальном обществе, идеология, как выражение интересов противостоящих друг другу классов, утрачивает свое прежнее значение.Ведущей силой нового общества является не класс собственников, а класс профессионалов. Новый класс обладает знанием, поэтому на смену социальным конфликтам приходит согласие разных интересов, согласие различных профессиональных групп относительно общественного развития. К своему концу приходит и история как процесс борьбы социальных групп и общностей.

Авторы теории считают, что вместо споров по поводу распределения национального продукта между группами с экономическими интересами, станет забота о коммунальном обществе и, в частности, забота о малообеспеченных слоях населения. На смену идеологии, считают они, к решению общественных проблем, идет научно-рационалистический подход. Идеология уходит в прошлое, и на смену ей приходят научные эксперты.

Данный вывод оказался преждевременным – теория деидеологизации была поставлена под сомнение, и авторам ничего не оставалось, как смягчить свою позицию.

Именно в 60-70-е годы в западных странах обострились противоречия, в результате которых появились новые социальные движения – «зеленые», феминисты, пацифисты, антиглобалисты и др. В результате «идеологический вакуум» начал заполняться различными идейными воззрениями, и, безусловно, возник вопрос об идеологическом обновлении западного общества.

Для данной теории характерны свои теоретические истоки и объективные основания. Корни теории деидеологизации лежат в социологии знания Манхейма. Он противопоставлял осознанную ложь и непроизвольные заблуждения, считая, что осознанная ложь является имманентной чертой идеологии, а заблуждения – неизбежная издержка процесса научного познания.

Предпосылкой возникновения этой теории стал факт того, что вступая в постиндустриальную стадию развития, западное общество стало более консолидированным, острота противоречий была снята.

Вторым фактором стало прекращение конфронтации между Востоком и Западом, в результате распада социалистического блока и СССР.

Американский философ Ф. Фукуяма считал, что закончился период послевоенной истории, наступил конец «холодной войны», а это значит, что наступил конец истории как таковой и завершение идеологической эволюции человечества. По его мнению, началась универсализация западной либеральной демократии как окончательной формы правления.

Появившиеся новые движения на Западе поставили под сомнение теорию деидеологизации. Её продолжением и одновременно отрицанием стала концепция реидеологизации, сохранившая основной тезис – противопоставление науки и идеологии.

Замечание 1

Таким образом, деидеологизация на деле явилась всего лишь сменой идей и убеждений.

Идеология в истории России

В 90-е годы населению России под лозунгом деидеологизации внушали мысль о том, идеология является преградой на пути к обществу демократии и свободы. Для либералов-реформаторов второй мишенью было само государство, поэтому при составлении главного закона страны ввели ст. 13, где было прописано, что ни одна идеология не может считаться государственной.

Это говорит о том, что либеральная идеология Запада была принята за основу. Деидеологизация стала причиной деградации всех сфер, из-за отсутствия общей цели в стране образовался хаос.

Возникновение социальных конфликтов было результатом внедрения чужеродной идеологии, когда протестантская материалистическая мораль столкнулась с православными духовными ценностями.

С точки зрения политологии общество и вообще цивилизация не может гармонично развиваться без общенациональной идеологии.

Отсутствие идеологической подсистемы формирует благоприятную почву для поляризации взглядов разных социальных групп, включая левых и правых, ведет к дестабилизации общества. Именно такая картина наблюдалась в 90-е годы XX века.

В основе новой идеологической модели должны лежать основные ценности русской нации.

Запркет государственной идеологии в России объяснялся рядом причин:

  • конституционный запрет на идеологию;
  • «слепые вожди» не знали, куда ведут народ страны;
  • страх за повторение коммунизма.

Идеология находится в подсознании русского человека, в его менталитете.

Система политических, религиозных, правовых, философских взглядов на социальную действительность определяют идеологию, которая выполняет свои функции:

  • идентифицирует личность и общество;
  • отделяет друзей от врагов, выполняя защитную функцию, ориентирует общество на дальнейшее развитие.

Благодаря идеологии человек знает, как устроено общество и как ему себя вести.

Замечание 2

Основные идеологии современности, сформировавшиеся в XIX веке, – либеральная, консервативная, социалистическая, фашистская.

В СССР была марксистско-ленинская идеология, которая признается достаточно стройной и убедительной, но её слабым звеном была психология человека. Недобросовестные политики использовали это слабое звено для манипулирования учением, чтобы обманывать и управлять человеком. Советским людям с детства внушали, что «марксистко-ленинское учение верно, потому что оно всесильно.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 24.11.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot