Восприятие (перцепция) — это процесс обработки чувственных данных и формирования образов окружающего мира, т. е. отражения реальности в психике.
Трактовка понятия «восприятие» в России и за рубежом
Если обратиться к философии эмпиризма, то восприятие включает ощущения. В более поздней версии этого направления философии, восприятие включает так называемые чувственные данные. Трактовка ощущений в качестве элементарной основы психического особо была распространена в ассоциативной психологии.
Философская критика тезиса, который касался возможности выстраивания восприятия из ощущений или чувств, осуществлялась, в частности, М. Мерло-Понти, Г. Райлом. В психологии прошлого века происходит отказ от трактовки восприятия в качестве объединения атомарных чувственных содержаний (ощущений). Его стали понимать как целостное и структурное.
В соответствии с мнением современного психолога Дж. Гибсона восприятие представляет собой активный процесс извлечения информации об окружающем мире. Он состоит из реальных действий по обследованию того, что воспринимается. Восприятие, понимаемое таким образом, презентует субъекту свойства внешнего мира, соотносимые с его потребностями. Они выражены через возможности его деятельности в реальной ситуации.
По мнению У. Найссера извлечение информации осуществляется благодаря имеющимся у субъекта схемам различных предметов и мира в целом. Большая часть данных схем может быть приобретена при получении опыта, но существуют и исходные схемы, которые считаются врождёнными.
Подобные идеи высказывали и представители когнитивной психологии. Они писали, что восприятие выглядит как процесс категоризации воспринимаемого. Оно представляет собой отнесение воспринимаемых предметов к тому или иному классу (категориям) объектов. Некоторые категории становятся продуктом опыта, другие являются врождёнными.
Часть исследователей продолжает рассматривать восприятие в качестве синтеза ощущений. Они трактуют при этом ощущения как субъективные переживания силы, качества, локализации, возникающие в результате непосредственно чувственного познания.
Рассмотрение восприятия в отечественной психологии
Проблема восприятия в отечественной психологии подробно рассматривалась таким ученым, как С. Л. Рубинштейн. Он исследовал феномен восприятия с позиции обобщенности и направленности личности.
В соответствии с концепцией А.Н Леонтьева, восприятие состоит из работы многих уровней, начиная с нейронов и заканчивая психологическим уровнем. Для работ отечественных психологов (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Л. А., В. П. Зинченко, Б. Ф. Ломов) характерен подход к восприятию в виде деятельности. Она включает базовую специфику психики человека (активность и пристрастность).
Исследования сенсорно-перцептивных характеристик индивидуального развития человека, в том числе раскрытие сложнейшего полимодального механизма в зрительном восприятии можно найти в трудах Б. Г. Ананьева.
Советский и американский ученый Л. М. Веккер взял за основу рефлекторную теорию Сеченова-Павлова для исследования первичных, основных свойств наиболее элементарных психических процессов. По его мнению, фактура воспринимающегося образа состоит из пространственно-временных и модально-интенсивностных характеристик. Во вторую подгруппу включены следующие качества:
- Константность,
- Предметность,
- Целостность,
- Общность.
Каждая характеристика способна проявлять себя во всех первичных характеристиках, в том числе в пространственно-временных и модально-интенсивностных.
Проблема восприятия в зарубежной психологии
Среди зарубежных ученых проблему восприятия подробно изучал У. Найссер. Для его подхода присущ реалистический характер. Автор считал, что познавательная активность должна изучаться в рамках естественной целенаправленной деятельности. Это связано с тем, что она проявляется в обычной среде.
Один из важных компонентов методики исследователя был представлен переносом интереса с экспериментов, где неопытным и необученным испытуемым необходимо выполнять новые для них и бессмысленные задания, к исследованиям человеческой способности приобретать тонкие и сложные навыки и систематически их менять. Взаимодействие с миром способно не просто информировать человека, а трансформировать его.
Продвижение в понимании общей природы восприятия существенно отразилось благодаря работе Дж. Гибсоном над исследованием зрительного восприятия. Данный подход считается «экологическим». В нем акцент был сделан на взаимодействие субъекта восприятия и среды. Значение внутренних психических процессов было при этом оценено ниже, чем названное взаимодействие с окружающим и извлечение из этого взаимодействия сведений.
Дж. Брунер отметил, что в процессе восприятия воспринятый раздражитель относится к тому или иному классу вещей (событий). Соответственно, любая подлинная концепция восприятия состоит из рассмотрения механизмов категоризации. Автор считал, что люди выстраивают вероятностную модель окружающего мира. Ее создание возможно лишь с помощью категоризации, целью которой является минимизация неожиданности происходящего.
Генезис категоризации относится к определенным врожденным, генетическим механизмам и актам «импринтинга». К. Лоренц указывал на то, что действие любых когнитивных механизмов с той или иной структурой закономерно должен ставить перед каждой живой системой соответствующую проблему.
Философское понимание природы восприятия, включая структурирование потока образов в его процессе, было характерно для У. Куайна. В течение своей многолетней исследовательской деятельности он полагал, что эпистемология представляет собой не более чем часть психологии. Ученый сформулировал проблему так называемого «естественного вида», являющуюся проблемой адекватности членения и структурирования потока образов в восприятии.