Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Повышение квалификации специалистов в области психологического консультирования: супервизия

Сущность, цели и задачи супервизии

Определение 1

Супервизия - это один из методов повышения профессиональной квалификации специалистов в области консультативной психологии, психотерапии, клинической психологии и т. д.

Это международно принятый метод обучения специалистов в области помогающих профессий: консультативной психологии, социальной работы, сферы здравоохранения, образования и организационной психологии. Технически - это процесс консультирования менее опытного специалиста более опытным относительно какого-то профессионального случая.

Основная цель супервизии - анализ профессиональных и личностных зон роста специалиста, их коррекция с целью повышения состояния клиента.

Основная задача супервизии - анализ консультативной ситуации, эффективности и целесообразности используемых методов, также она позволяет планировать план терапии и прогнозировать ее ход, строить цели работы и корректировать ее ход.

Основная модель супервизии - анализ консультативного материала с выявлением более или менее эффективных сторон консультанта, коррекция применяемых методов, построение плана терапии, формулирование цели. Этот процесс происходит между супервизором и супервизантом (специалистом).

Супервизия способствует процессу вхождения молодого специалиста в профессию, развитию его профессиональных навыков и компетенций. При этом если для менее опытного специалиста супервизия - это процесс развития профессиональных навыков, то для супервизора - это один из способов повышения профессиональной квалификации, выход на новый уровень профессионального развития. В этом ключе, супервизия - это процесс обоюдного и параллельного развития.

Супервизия и психотерапия

Важной особенностью в понимании процесса супервизии является его близость с процессом психотерапии. Помимо чисто профессионального обучения и развития супервизия имеет также и психотерапевтический контекст: поскольку случай, являющийся объектом супервизии, всегда содержит помимо профессионального затруднения также и личностное затруднение, которое вызывает проблемы в работе. Помимо этого, тот случай или фрагмент случая, который терапевт выносит на супервизию не является изолированным от личности специалиста, его бессознательных процессов, проекций и установок. Поэтому в процессе супервизии важно работать также и на личностном уровне консультанта, чтобы сделать процесс терапии эффективным для клиента.

«Повышение квалификации специалистов в области психологического консультирования: супервизия» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Однако важно понимать, что супервизия не является психотерапией для консультанта: если это происходит, то осуществляется смешение профессиональных ролей, и супервизор уже становится не терапевтом, а консультанта клиентом. Это нарушает этические принципы работы психолога. Психотерапия и супервизия - это параллельные процессы, которые естественно взаимосвязаны, но не взаимозаменяемы. В связи с этим, важно четко осознавать, что супервизия - это специфический тип работы, основная цель которой - расширить профессиональные навыки и компетенции молодого специалиста.

Супервизию и психотерапию сближает формат работы - диадные отношения, которые и обладают терапевтической силой: в своей работе терапевт работает в системе отношений «терапевт – консультант». Но в супервизии работа идет не просто в системе отношений «супервизор – супервизант», а в системе «супервизор – супервизант – клиент». Если данную систему отношений сохранять, то супервизия не перейдет в просто терапию специалиста. Поскольку супервизия - это анализ процесса терапии, а не сама терапия.

Терапевтическая сила супервизорских отношений состоит в том, что они позволяют актуализировать поведение или интеракции из терапевтического процесса: специалист может повторять поведение клиента, например. Но помимо этого, конфликтность может возникнуть в любом из звеньев «супервизор – супервизант – клиент», что подчеркивает параллельность двух процессов.

Основные принципы супервизии

Итак, супервизия - это чрезвычайно важный процесс профессионального развития как терапевта, так и супервизора. Он имеет несколько основных принципов:

  1. Принцип организованности. Супервизия - это не просто советы от других терапевтов относительно того, как бы кто в этой ситуации поступил. Это систематический процесс, имеющий определенный график, частоту и временные рамки. Помимо этого, организованность проявляется еще и в том, что терапевт приносит на супервизию уже заранее продуманный запрос, некое затруднение. которое он иллюстрирует своими заметками или фото- / видеоматериалами.
  2. Принцип оценочности. Супервизия - это прежде всего процесс обучения, в результате которого оценивается профессиональная компетентность терапевта, уровень развития его профессиональных навыков и компетенций. Для реализации этого принципа важно формирование индивидуального учебного плана, который строится относительно изначальной базы самого терапевта, его опыта и знаний.
  3. Принцип поддержки. Супервизия - это процесс диадных отношений супервизора и супервизанта. Соответственно, как и в терапевтическом процессе, они строятся по принципу доверия, безопасности и уважения. Терапевт должен ощущать, что он может свободно поделиться актуальным профессиональным затруднением. Супервизор в таком ключе является наставником, другом, коллегой, поддержкой. Это важно для понимания обеих сторон: и супервизора и супервизанта.
  4. Принцип трансформации знаний в практику. Супервизия - это процесс расширения профессиональных навыков и компетенций специалиста. Но чтобы это произошло очень важно переводить получаемые знания и принципы на супервизии в практические навыки и умения.

Таким образом, супервизия - это профессиональный альянс обучающего и обучаемого, представляющий собой систематизированный и организованный процесс взаимодействия терапевта и супервизора, основная цель которого состоит в совершенствовании профессионально значимых и личностных качеств консультанта, направленных на благо клиента.

Дата последнего обновления статьи: 25.01.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot