Профессиональное общение — это целенаправленное вербальное взаимодействие между субъектами профессиональной деятельности в процессе осуществления этой деятельности.
Общение в профессиональной деятельности: сущность, функции, критерии функционирования
В качестве центра общения выступает человек. Без людей, вне их, общения не существует. Для ведения общения требуются хотя бы два его участника.
В отечественных источниках литературы принято рассматривать 2 схемы общения. Их основа представлена различными принципами. Это субъект-объектные и субъект-субъектные схемы. В случае субъект-объектного общения в роли активного члена выступает только один человек. Другому участнику здесь отведена роль объекта воздействия. В практической деятельности это находит выражение через доминирование одного партнера, манипуляции с его стороны, приказы, поучения и т. д. В этой ситуации общение обладает монологическим характером.
При ведении субъект-субъектного общения для обоих членов присуще равенство психологических позиций. Они оба становятся носителями активности, оба способны воздействовать на партнера, испытывая взаимное влияние.
При подобном подходе важнейшим или определяющим признаком общения начинает являться активность его участников. Индивид, который вступает в контакт с другим, в первую очередь начинает видеть в нем себе подобного и равного. Он ориентируется на встречную активность партнера и получение от него обратной связи.
Таким образом, общение представляет собой практическую активность субъекта. Она направлена на других субъектов и не превращает их в объекты, а напротив, ориентируется на них именно как на субъектов. Безусловно, равенство позиций можно считать относительным. Это качество детерминировано субъект-субъектным характером общения, так как на него воздействуют глубинные (личностно-смысловые) и поверхностные (внешне-операционные, поведенческие) проявления участников.
Особенности профессионального общения в субъект-субъектных отношениях, несомненно, становятся необходимыми признаками действительного общения. Они помогают зарождению и протеканию подлинного диалога. В его процессе люди обмениваются точками зрения, обязательно оказывают взаимное влияние и взаимное обогащение.
Участников общения в деловом мире часто называют партнерами. Иногда их рассматривают в качестве следующих ролей:
- Коммуникаторы/реципиенты (отправители и получатели информации);
- Адресанты/адресаты;
- Оппоненты/пропоненты (в случае конфронтации);
- Переговорщики (в случае поиска взаимосогласованных решений).
Не зависимо от названия всех этих участников профессионального общения характеризует активное деятельностное начало. Это связано с тем, что они все становятся субъектами.
В качестве сущностной характеристики профессионального общения выступает наличие его субъектов. Еще одна сущностная характеристика представлена природой общения. Если рассматривать природу общения, то следует отметить, что не было сформировано еще единого взгляда на эту проблему ни в зарубежных, ни в отечественных научных исследованиях.
Часть ученых понимает общение в качестве информационного процесса осуществления и поддержания межиндивидуальной связи. Они определяют его как отдельные акты передачи и приема сведений. В соответствии с данным подходом об общении принято говорить как о коммуникативном процессе (простой коммуникации).
Другой подход определяет общение в виде двустороннего процесса коммуникации и интеракции. Взаимодействие между индивидами в этой ситуации рассматривают как информационный контакт, который появляется в вербальной и невербальной форме. Третий подход определяет общение как способ деятельности (обмен деятельностью). Этот процесс в профессиональном мире обеспечивает кооперативную взаимопомощь и координацию действий в большой сложности.
Профессиональное общение в психологическом консультировании
Особенности профессионального общения в психологическом консультировании связаны со следующими категориями:
- Взаимодействие,
- Контакт,
- Совместный поиск.
Их часто используют в контексте психологических консультаций, указывая на процессуальный аспект общения, его определенную продолжительность и динамику. То же самое можно увидеть, если рассматривать определения общения как процесса взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов. В них производится обмен информацией, деятельностью, опытом, способностями, умениями и навыками.
В психологическом консультировании играет большую роль социально-практический аспект общение. Здесь оно начинает выступать в качестве специфического субъект-субъектного отношения и взаимодействия, в котором объект деятельности для каждого человека представлен другим человеком.
Общение в консультировании является процессом, который формируется из совокупности коммуникативных деятельностей двух или более субъектов. Его сущностная характеристика в профессиональной деятельности состоит в поле функционирования. Признаки этой группы могут указывать место, в котором происходит общение. В соответствии со своей сущностью представленный признак способен отражать вид занятий.
Еще одна сущностная характеристика или особенность общения предопределяет его предмет в профессиональной сфере деятельности. Анализируя признаки этой группы, необходимо обратить внимание на направленность активности субъектов. Предметную деятельность нельзя использовать для изучения вне характеристик ее предмета. По этой причине сущность общения раскрывается только в той ситуации, когда производится констатация самого факта общения.
В реальной практической деятельности в области психологического консультирования большое значение имеет вопрос не о том, как общается субъект, а то, по поводу чего он общается.