Подростковая субкультура
Подростковая субкультура – это попытка подростков построить сообщество сверстников-единомышленников и утвердить в этом сообществе свой собственный образ жизни, который бы отличался от детского и от взрослого образа.
Часто подростков определяют как маргинальную группу, применяя это понятие к подростковой субкультуре. Понятие используется в качестве акцента на нестандартность, крайнюю вариативность и отчужденность от традиций национальных культур.
Маргинальность – это пограничное положение личности по отношению к какой-либо социальной общности, причем она сама является традиционной типологической особенностью подростковой субкультуры.
Субкультура, по мнению С.И. Левиковой, создается молодыми людьми для себя. Термин «молодежная субкультура» в учебнике В.Т. Лисовского понимается как культура молодого поколения, для которого характерен общий стиль жизни, групповые нормы, ценности, стереотипы, а А.В. Мудрик считает, что субкультура является автономным, относительно целостным образованием и представляет собой определенную совокупность норм, ценностей, обычаев, форм поведения, установок. Эта совокупность признается всеми членами подросткового сообщества и претворяется в жизнь.
Проявление подростковой субкультуры касается, прежде всего, одежды и музыки. Для каждого нового поколения молодых людей характерен новый музыкальный стиль, новый внешний вид, потому что подростки стремятся заявить о своей уникальности и отделиться от остальных поколений.
Одежда несет информацию о её владельце и о той роли, которую человек примеряет на себя, поэтому у подростков отмечается повышенное внимание к своему внешнему виду. Например, кожаная куртка и мощные цепи говорят о том, что молодой человек предпочитает действовать и разговаривать в духе «крутого парня» и ожидает соответствующего к себе со стороны окружающих. С одной стороны, выбранная одежда подчеркивает индивидуальность и самостоятельность, а с другой стороны – позволяет «спрятаться» в группе таких же, оказаться незамеченным через механизм социальной мимикрии.
Исследования показывают, что основной мотив при построении своего образа связан с желанием получить признание и быть принятым в компании сверстников.
Музыка является ещё одним значимым компонентом подростковой субкультуры. Чаще всего это песни о любви, которые могут исполняться в стиле рэп или хэви-метал. Музыка является способом закрепления традиций и мощным средством общения подростков.
Исследователи считают, что присоединение подростков к той или иной субкультуре имеет главную причину – одиночество подростков, которые стремятся найти единомышленников, чтобы быть понятыми. Кроме этого, предпосылками являются и негармоничные отношения в семье, чрезмерный родительский контроль или излишняя свобода. Причинами являются и не сложившиеся отношения с одноклассниками, учителями и, наконец, избыток свободного времени. Безделье заставляет подростков искать себе занятие для самовыражения, самоутверждения, самореализации.
Криминальная субкультура и преступность несовершеннолетних
Преступность несовершеннолетних на современном этапе развития общества является ключевой проблемой.
Как показывают исследования, между увлечением хард-роком и рисковым поведением старших подростков существует связь. Такие безответственные поступки как воровство, вождение в состоянии опьянения чаще совершали фанаты хеви-метала.
Склонность к вандализму и поиску новых острых ощущений наблюдается у тех, кто увлекается тяжелым роком. Надо сказать, что эти данные рисуют общую картину личности подростка и не устанавливают причинно-следственные отношения между поведением подростка и музыкальными предпочтениями.
Подросток выбирает безрассудное поведение, тяжелую музыку как способ подстегнуть собственные чувства.
Субкультуры, связанные с криминалом, оказывают отрицательное влияние на формирование и развитие личности, что, в свою очередь, ведет к падению духовных и нравственных ценностей общества, создает проблемы воздействия общества на несовершеннолетних.
Психологическая и правовая незрелость несовершеннолетних являются уязвимыми для преступной идеологии – желание выделиться, быть лучше других, агрессивность зарождают чрезмерную самоуверенность в правоте действий и толкают подростка на необдуманные поступки, которые выливаются в преступления.
Субкультуры, не только криминальные, а вообще в целом, обладают своеобразными «романтическими» моментами, такими как необычность и привлекательность для несовершеннолетних.
Подростки, вступающие на путь преступления, в свое время недополучили родительского внимания и эмоций, внимания сверстников, друзей, школы. А субкультуры обладают игровыми, высокоэмоциональными составляющими, что особенно привлекает подростков, которые недополучили заряд эмоций легальным способом. Они наверстывают упущенное за счет членов криминального мира, чаще всего не понимая этого.
Общество в данной проблеме играет большую роль, поскольку создает способы внутреннего развития и проведения досуга для подростков и их семей, часто непосильные.
В результате подростки оказываются в такой ситуации, что вынуждены воспитываться и проводить свободное время на улице, а это увеличивает шанс совершения хулиганских действий, вытекающих в преступные.
Ведущим моментом криминализации групп несовершеннолетних, по мнению В.Ф. Пирожкова, является тюремная субкультура. Внутри воспитательных и исправительных учреждений появляются отдельные преступные субкультуры, которые, распространившись за пределы учреждения, захватывают трудных и педагогически запущенных подростков.
Криминальная субкультура разрушает внутриколлективные взаимоотношения и поощряет преступное поведение.
Формируют преступность подростков носители криминальной субкультуры – это преступники-рецидивисты, которые передают свой преступный опыт подрастающему поколению. Механизмом формирования преступности могут быть запугивания, угрозы, оскорбления в присутствии сверстников. Опасной формой влияния является «наставничество», когда рецидивист берет под свое крыло подростка и знакомит его с преступным миром. Криминальные субкультуры оказывают такое влияние в асоциальных группах подростков, они стремятся к антиобщественному образу жизни, со своей жаргонной лексикой, кличками, своими авторитетами.
Преступные субкультуры, по мнению Д.А. Корецкого, будут существовать до тех пор, пока существует криминальный бизнес.
Субкультуры современной России
Исследователи этих молодежных движений предлагают следующую их типологию:
- хиппи, индианисты, толкинисты – романтико-эскапистские субкультуры;
- мажоры, рейверы, рэперы – гедонистическо-развлекательные субкультуры;
- гопники, люберы – криминально-делинквентные субкультуры;
- панки и некоторые другие движения – анархо-нигилистические субкультуры.
Есть экстремистские политизированные субкультуры «левого» и «правого» толка, некоторые из них радикально-деструктивные.
Молодежная субкультура "альтернативщики" появилась в России в 90-е годы при смешении панков, металлистов, рэперов. Представители этой субкультуры часто употребляют наркотики, алкоголь, экстремальный спорт, предпочитают черную одежду, длинные волосы, пирсинг на лице, кеды.
В России панки, которые придерживаются разных политических взглядов, появились позднее 80-х годов. Для них характерно стремление к личной свободе. Основной их принцип «не продаваться» и «полагаться на самого себя».
Что касается рокеров, то появилась эта субкультура в эпоху рок-н-ролла, в начале 60-х годов. В гардеробе рокеров обязательная кожаная куртка с множеством кнопок, заплаток, нашивок, булавок, кожаные кепки, джинсы, кожаные брюки, высокие мотоциклетные ботинки, военные футболки. Рокерская культура имеет и другую сторону – злоупотребление наркотиками, алкоголем, сигаретами.
В эти же 90-е годы в России появилась разнообразная и неоднородная готическая субкультура, имеющая мрачный имидж. Готы проявляют интерес к мистицизму и эзотерике, готической музыке. Главным объединяющим фактором является музыка. Преобладает черный цвет одежды и серебряные украшения.
Среди большого разнообразия молодежных субкультур, имеющих место быть в России, надо назвать хип-хоп культуру. Укоренилась эта субкультура в среде российской молодежи достаточно давно. Музыка хип-хопперов состоит из рэпа и ритма, который задает ди-джей. При выступлении на сцене их могут сопровождать танцевальные ансамбли. Хип-хоп сегодня – это наиболее успешный коммерческий вид современной развлекательной музыки. Обязательной атрибутикой представителей хип-хопа являются спортивные курточки, футболки, цепочки, рюкзаки, бейсболки, повернутые назад.