Виды психологической коррекции
Психокоррекция – это целостная система мероприятий, которая направлена на исправление психологических недостатков человека или его поведения с помощью специальных средств психологического воздействия.
Стремление человека к внутренней гармонии с самим собой часто приводит его к сложным ситуациям, с которыми справиться в одиночку он не в состоянии и помочь ему в этом может психологическая коррекция.
В целом в психологической культуре выделяют три основных компонента – самопознание и самооценку, познание других людей и умение управлять своими эмоциями, общением, поведением.
Следуя рекомендациям психологов, человек может самостоятельно решать многие проблемы.
Сегодня дискуссионным является вопрос о разделении двух сфер психологической помощи – это психологическая коррекция и психотерапия. Разница между этими понятиями, по мнению Р. С. Немова, заключается в том, что психокоррекция представляет собой совокупность психологических приемов, которые используют психологи.
Сам термин «коррекция» означает «исправление». Для психокоррекционного процесса характерны специфические черты:
- ориентирование на здоровых людей с психологическими трудностями, независимо от степени нарушения;
- ориентирование идет на настоящее и будущее клиентов;
- ориентирование идет на среднесрочную помощь по времени;
- акцент в психокоррекции делается на ценностный вклад психолога;
- все воздействия психологической коррекции направлены на изменение поведения клиента и развитие его личности.
Психокоррекционные мероприятия классифицируются:
- по характеру направленности;
- по содержанию;
- по форме работы с клиентом;
- по наличию программ;
- по характеру управления корригирующими воздействиями;
- по продолжительности.
По характеру направленности коррекция бывает симптоматическая и каузальная. Симптоматическая – это коррекция снятия острых симптомов отклонений в развитии. Каузальная же коррекция направлена на источники и причины отклонений, поэтому требует значительных усилий.
По содержанию различают коррекцию познавательной сферы, коррекцию личности, коррекцию аффективно-волевой сферы, поведенческих аспектов, коррекцию межличностных, внутригрупповых, детско-родительских отношений.
Что касается формы работы с клиентом, то коррекция может быть индивидуальной, групповой, в закрытой и открытой группах, индивидуально-групповой.
По наличию программ выделяется программированная и импровизированная коррекция.
Характер управления корригирующими воздействиями может быть директивным и недирективным, а её продолжительность – сверхкороткой, короткой, длительной, сверхдлительной.
Различают психологическую коррекцию и по масштабу решаемых задач – задачи общие, частные, специальные.
В коррекционной ситуации выделяют пять основных элементов - страдающий человек, нуждающийся в психологической помощи и человек, оказывающий эту помощь, психологическая теория, объясняющая проблемы клиента и набор методов, необходимых для решения проблем клиента, наличие специальных социальных отношений между клиентом и психологом, который должен создать атмосферу, позволяющую клиенту смотреть на решение проблем с большим оптимизмом.
Техники психокоррекции
Психологические коррекции включают такие процедуры, как установление конструктивных межличностных отношений, проработку личностной позиции с окружающими людьми и её анализ, развитие самопознания, переориентацию.
Техник (методов) психологических коррекционных воздействий довольно много, поэтому выбор метода работы для специалиста опирается на множество факторов.
Среди этих факторов:
- возраст клиента;
- особенности личности как индивидуальные, так и специфические;
- отсутствие или наличие соматического или психического заболевания;
- материально-экономический фактор;
- социальный и семейный;
- религиозная принадлежность и др.
Одним из методов психологической коррекции является интерпретация, предназначенная для коррекционной работы с подростками, имеющими девиантное поведение.
В основе метода лежит знание причин поведения. При дефиците информации люди приписывают друг другу не только причины поведения, но и сами образцы поведения. Приписывание идет на основе сходства поведения воспринимаемого лица с другим образцом прошлого, или на основе анализа собственных мотивов.
В процессе межличностного восприятия мера и степень приписывания зависит от степени уникальности поступка и от степени его социальной значимости (желателен или нежелателен).
Г. Келли выделяет три типа приписывания – личностное, объективное, обстоятельственное.
Для подростков, юношей и взрослых людей предназначен метод «Дебрифинг» при нарушениях эмоционально-волевой сферы, взрывчатости, агрессивности, плаксивости. Метод направлен на проработку последствий поведения, последствий искаженных социальных установок личности.
Проблемы психического и личностного здоровья решаются в процессе работы над собой. Личностный рост – это помощь себе при соматических и психических заболеваниях, при душевных страданиях, являющихся последствиями алкоголизма, наркомании, стрессовых ситуаций.
Личностные проблемы, возникнув ещё в детстве, в старшем возрасте приводят к чувству неполноценности, к проблемам межличностных отношений.
У взрослых людей возникают проблемы социальных ролей, социального статуса и др.
В качестве ещё одного примера можно назвать метод З. Фрейда – «метод свободных ассоциаций», предназначенный для коррекции негативных психических состояний, неврозов, субдепрессий. З. Фрейд считает, что основная часть психических расстройств находится в конфликте между «Я», «ОНО», «СВЕРХ-Я». Это конфликты нашего подсознания между безусловным «хочу», которое жаждет удовлетворения основных инстинктов. Между «Я» возникает конфликт – хочу, но не могу и конфликт «СВЕРХ-Я» – хочу, но это некрасиво, стыдно.
Принципы составления психокоррекционных программ
При составлении псхокоррекционных программ необходимо придерживаться основных принципов, среди которых системность коррекционных и развивающих задач, единства коррекции и диагностики, приоритетность коррекции каузального типа, программированного обучения, комплексности методов психологического воздействия, учета эмоциональной сложности материала и др.
Принцип системности коррекционных и развивающих задач указывает на то, что в любой коррекционной программе должны быть задачи 3-х видов – коррекционные, профилактические и развивающие, это говорит о том, что дети находятся на различных уровнях развития – уровень благополучия, уровень риска, уровень актуальных трудностей развития.
От единства этих задач зависит успех коррекционно-развивающих программ.
В следующем принципе – единства коррекции и диагностики – отражается целостность всего процесса оказания психологической помощи.
К наиболее прозрачному принципу построения коррекционно-развивающих программ относится принцип комплексности методов психологического воздействия, указывающий на необходимость использования всего методического многообразия.
Суть метода программированного обучения заключается в выполнении ряда последовательных операций сначала с психологом, а потом уже самостоятельно, в результате чего формируются необходимые умения и навыки.
Все проводимые занятия и игры должны обязательно стимулировать положительные эмоции и создавать благоприятный эмоциональный фон.
Только на позитиве должны заканчиваться коррекционные занятия. Правильная, объективная и комплексная оценка результатов диагностического обследования является залогом успешной коррекционной работы.
При составлении психокорекционных программ можно учитывать ещё и такие принципы – принцип активного привлечения социального окружения к участию в коррекционной программе, принцип опоры на разные уровни организации психических процессов, принцип усложнения, принцип учета объёма и степени разнообразия материала.