Педагогические конфликты — это межличностные конфликты, возникающие между воспитателем и воспитанником (учитель и ученик, родитель и ребёнок). Также к числу педагогических конфликтов относятся столкновения группового характера (например, конфликт учителя и класса).
Понятие и виды конфликтов
Есть множество определений понятия конфликт, но все они подчеркивают возникновение противоречия, принимающего форму разногласий в ходе взаимодействия людей.
Конфликты бывают скрытыми или явными, но их основа, как правило, представлена отсутствием согласия. По этой причине специалист определяют конфликт в качестве отсутствия согласия между двумя или более сторонами (группами).
Конфликт представляет собой столкновение противоположных точек зрения, сторон, мнений и сил. Его характеризует активность субъектов, которая направлена на разрешение противоречия.
Конфликтные ситуации не в любом случае приводят к разрушениям. При соблюдении определённых условий даже открытый тип конфликта может способствовать сохранению жизнеспособности и устойчивости социального целого.
Конфликты в педагогической деятельности, как правило, проявляются в качестве стремления учителя утвердить собственную позицию. Также они могут быть выражены как протест ученика против несправедливых оценок или наказаний за определенную деятельность или поступок.
Виды педагогических конфликтов включают:
- Конфликты деятельности (возникают по поводу успеваемости, выполнения заданий);
- Конфликты поведения (по поводу нарушения учениками правил и норм поведения);
- Конфликты отношений (сфера эмоционально-личностных отношений).
Основной отличительной особенностью педагогического конфликта является противопоставление социально-ролевых позиций. Характер таких столкновений можно определить с помощью статуса участников (вертикальное межличностное взаимодействие). Здесь важно наличие юридической, моральной и профессиональной ответственности.
Особенности и причины педагогических конфликтов
Педагогический конфликт является столкновением интересов, целей и позиций, которые обладают противоположной направленностью. Он возникает между субъектами педагогического взаимодействия.
Педагогический конфликт обладает несколькими особенностями:
- Наличие ответственности преподавателя (воспитателя, учителя) за педагогически правильное решение проблемы (связано с тем, что школа считается моделью общества, в которой ученики должны усваивать нормы отношений между людьми);
- Наличие разного социального статуса у участников конфликта (например, учитель - ученик), чем определяется поведение в столкновении;
- Разница в жизненном опыте конфликтующих сторон ведет к появлению разной степени ответственности за ошибки при решении конфликта;
- Разница в понимании событий и их причин;
- Наличие других людей (например, учеников) делает их из свидетелей участниками, при этом конфликт начинает для них приобретать воспитательный смысл.
Для учителя в педагогическом конфликте должна быть характерна профессиональная позиция. Это обязывает появление инициативы в разрешении ситуации с постановкой интересов ученика на первый план. Любые учительские ошибки при разрешении конфликтных ситуаций способны порождать новые проблемы, в которые начинают включаться другие стороны (ученики, директор, родители и др.).
Педагогический конфликт считается сложным явление, которое происходит в силу объективных и субъективных причин. В состав первых из них можно включить аспекты и условия педагогической деятельности в соответствующей области, районе, школе, недостаточную степень удовлетворения потребностей ребёнка, противопоставление функциональных (ролевых) позиций учителей и учеников и др.
Субъективные причины больше относятся к отношениям в школьном социуме, которые связаны с особенностями психологической структуры личности. Конфликты могут возникать по причине психологической несовместимости учителя и ученика, наличия определённых черт характера, отсутствия коммуникативной культуры.
Разрешение педагогических конфликтов
Для предупреждения конфликтов можно использовать уместную шутку, комплимент, остроумный ответ. Учитель может начать апеллировать к достоинствам учащегося, извиниться, обратиться с просьбой об услуге. В любом случае ученикам важно внимание, наличие которого со стороны учителя поможет предотвратить или сгладить столкновение.
Существует несколько стратегий разрешения конфликта в педагогической деятельности. Самая популярная стратегия — «выиграть – выиграть». Она заключается в определении подлинных нужд обоих сторон и поиске выгодного решения для их удовлетворения. Исход событий для конфликтующих сторон должен быть положительным.
В разрешении конфликта можно использовать творческий подход. В целом для каждого учителя должна быть характерна творческая жилка, которая поможет увидеть новые возможности, скрывающиеся за конфликтной ситуацией. Учитель вместо того, чтобы подумать, как может быть, должен увидеть новые пути в том, что «уже есть».
В решении конфликтных столкновений очень важно проявлять эмпатию. Это чувство помогает определить, как бы человек чувствовал себя на месте другого, что желает сказать человек, услышан ли он в ходе конфликта.
Учитель может научить учеников управлять своими эмоциями. Для этого важно задавать себе несколько вопросов: «что я чувствую?», «Что я могу сделать, чтобы лучше себя чувствовать и овладеть негативным чувством?». Для выражения чувств есть несколько методов, о которых школьники могут не знать (например, выписать на бумаге, рассказать, проговорить).
Как и в любом другом конфликте, в ходе педагогического конфликта важно определить, что хотят стороны, как можно достичь оптимального результата. Человек должен видеть не только собственную точку зрения, но и позицию другого человека.