Память как психический процесс
Память - это высший психический процесс, суть которого заключается в накоплении, сохранении и воспроизведении следов предыдущего опыта.
Это сквозной психический процесс, который пронизывает все остальные процессы, интегрирует их и формирует преемственность. Без памяти невозможна реализация никаких других психических процессов.
Благодаря памяти человек способен накапливать жизненный опыт, интегрировать его, актуализировать из него необходимые в определенные моменты знания, умения и навыки.
Физиологической основой памяти является пластичность нервной системы, в результате которой любой нервно-мозговой процесс оставляет нейронный след, который изменяет характер дальнейших процессов и обусловливает возможность его дальнейшего возникновения.
Память многообразна по своим формам, в психологии выделяют виды памяти:
- по характеру психической активности: двигательная (запоминание, сохранение и воспроизведение движений), эмоциональная (память на чувства), образная (память на представления, звуки, запахи, вкусы), словесно-логическая (запоминание, сохранение и воспроизведение мыслей);
- по способу активности: произвольная (сопровождается концентрацией внимания и целенаправленным характером запоминания) и непроизвольная (без специальных волевых усилий и поставленной на запоминание цели);
- по способу запоминания: механическая (требует большого количества повторений, неэкономно) и осознанная (основана на установление логических связей);
- по продолжительности запоминания: сенсорная (непосредственная память, обеспечивает запоминание на несколько секунд), кратковременная (запоминание около 20 секунд при однократном предъявлении стимула и с его немедленным воспроизведением), долговременная (объем хранение не ограничен), оперативная (запоминание в пределах конкретных действий и операций).
Эмоции как сфера психического
Эмоциональная сфера человека - это сфера психического, основная суть которой состоит в непосредственном переживании отношения человека к окружающему миру, к тому, что он делает или испытывает.
Эмоциональная сфера человека представлена следующими составляющими:
- эмоциональный тон ощущений,
- собственно эмоции - относительно кратковременная реакция на ситуацию,
- чувства - эмоционально устойчивое отношение,
- эмоциональные состояния,
- эмоциональные свойства личности.
Эмоции представляют собой комплексное явление, оно состоит из экспрессивного компонента (поведенческое проявление), импрессивного компонента (непосредственно переживание) и физиологического компонента (физиологические реакции).
Эмоциональная сфера человека удивительна, потому что в эмоциях человек проявляется во всей его целостности:
- на биологическом уровне эмоции отражают наши потребности, они выражаются в изменении физиологических компонентов, а также эмоции во многом обусловлены врожденными особенностями нервной системы;
- на индивидуальном уровне эмоции отражают индивидуальный опыт человека;
- на культурном уровне эмоции отражают особенности культурного опыта личности (какие эмоции в данной культуре приняты, а какие табуированы; как принято выражать эмоции и т. д.).
Существует большое количество теорий формирований эмоций:
- теория У. Джеймса-К. Ланге: физиологические изменения запускают переживание эмоций;
- таламическая теория У. Б. Кеннона и А. Ф. Барда: разрядка нейронов в таламусе ведет к одновременной актуализации физиологических изменений и эмоциональных переживаний;
- утилитарная теория У. Кеннона «бей или беги»: физиологические изменения в организме, связанные с эмоциональными переживаниями, являются подготовкой к выполнению действий, на которые нужна энергия;
- двухфакторная теория С. Шахтера: эмоциональное переживание определяется физиологическими реакциями организма и его когнитивной оценкой стимула;
- когнитивно-феноменологическая теория Р. Лазаруса: эмоция определяется когнитивной оценкой самой ситуации и собственных ресурсов, которые есть у организма для преодоления данной ситуации, затем происходит копинг-механизм, а после - вторичная оценка;
- теория фундаментальных эмоций К. Изарда: выделяется несколько отдельных (базовых) эмоций, которые имеют четкие нервные субстраты, имеют характерную для них мимическую выраженность, оказывают мотивирующее воздействие, влияют на другие подсистемы личности;
- информационная теория П. В. Симонова: эмоциональное напряжение определяется силой потребности и величиной дефицита информации, необходимой для удовлетворения этой потребности.
Эмоции и память
Эмоции неразрывно связаны с познавательной сферой личности человека. Исследования, касающиеся взаимосвязи эмоций и памяти, в основном строятся на трех аспектах их взаимосвязи:
- Соотнесение эмоционального состояния в момент заучивания и воспроизведения информации: в данном ключе, исследователи выделяют эффект зависимости памяти от эмоционального состояния или настроения. Он заключается в том, что если эмоциональное состояние человека во время воспроизведения стыкуется с тем состоянием, которое было в момент запоминания, то человек сможет воспроизвести большее число элементов, чем в противоположном случае.
- Изучение эмоционального состояния во время воспроизведения эмоционально окрашенного материала: в исследованиях такого типа испытуемых вводят в определенное эмоциональное состояние и просят вспомнить события из личной жизни, из детства. Как правило, испытуемые, введенные в печальное состояние, вспоминают печальные события, и наоборот.
- Изучение влияния эмоционального состояния в момент запоминания на эмоциональную окрашенность запоминаемого материала: это наиболее сложный тип исследований, но их суть сводится к тому, что эмоции облегчают усвоение материала, сходного с ними по содержанию. Данный эффект называют «эффект конгруэнтности».
Эффект конгруэнтности - это психологический эффект взаимосвязи памяти и эмоций, суть которого сводится к тому, что лучше запоминается та информация, эмоциональная окрашенность которой сходна с эмоциональным состоянием человека, в котором он пребывает в момент заучивания
Важно подчеркнуть, что все три перечисленных выше аспекта существуют вместе, их сложно разделить для дифференциального изучения. И существование этих трех феноменов доказывает, что память, а также познавательные процессы вообще, неразрывно связаны с эмоциональной сферой личности.