Для начала определим круг разработанности данной проблемы и кратко перечислим ученых.
Ученые, которые занимались проблемой психологии памяти: А. А. Смирнов, П. И. Зинченко, С. Л. Рубинштейн, М. Н. Шардаков, Эббингауз, Л. В. Занков и др.
Далее рассмотрим понятие памяти, а также ее основные процессы и механизмы.
Память – это психический процесс, сущность которого состоит в отражении опыта человека с помощью процессов запоминания, сохранения и воспроизведения пережитых чувств, явлений и т. д.
Процессы и механизмы памяти
Рассмотрим основные характеристики памяти:
- Объем. Данная характеристика памяти указывает на количество сохраненной информации. Стандартный объем памяти: 7+/- 2 единицы.
- Быстрота воспроизведения. Способность индивида использовать информацию памяти.
- Точность воспроизведения. Способность точно воспроизводить хранимую информацию.
- Длительность. Данная характеристика отражает способность к удержанию информации определенное время.
- Готовность к воспроизведению готовой информации.
Процессы памяти
Запоминание
Запоминание – это определенный процесс запечатления и сохранения информации. Основная характеристика этого процесса представлена на рисунке 1.
Выделяют 2 вида запоминания:
- непроизвольное (без использования волевых усилий; подкрепляется эмоциональным компонентом);
- произвольное (запоминание с учетом поставленной цели; включение волевого компонента).
Одной из характеристик запоминания является степень осмысления материала, который подвергнут запоминанию. Выделяют 2 таких степени:
- осмысленное запоминание;
- механическое запоминание (процесс запоминания здесь идет без опоры на логическую и каузальную структуру материала).
Приемы осмысленного запоминания:
- выделение структурных частей в материале;
- использование ассоциаций;
- построение плана запоминания.
Одним из методов запоминания является метод повторения. Рассмотрим несколько его закономерностей.
- Неравномерность заучивания
- Заучивание идет скачками
- Первые повторения эффективнее последних
- Повторения используются также и при закреплении материала.
Рисунок 1. Запоминание
Сохранение, воспроизведение, узнавание
Сохранение какого-либо материала может быть:
- Динамическим (проявляется в оперативной памяти)
- Статическим (проявляется в долговременной памяти).
Воспроизведение – процесс воссоздания образа предмета, который был воспринят ранее.
Виды воспроизведения:
- непроизвольное;
- произвольное.
Узнавание. Узнавание какого-либо объекта происходит в момент его восприятия и означает, что происходит восприятие объекта, представление о котором сформировалось у человека или на основе личных впечатлений, или на основе словесных описаний.
Забывание
Забывание проявляется в невозможности восстановления ранее полученной информации.
Выделяют две формы забывания:
- невозможность припомнить или узнать;
- неверное припоминание или узнавание.
Как правило, забывание не может быть абсолютно полным, оно всегда присутствует в некоторых степенях. Так, выделяются специфические уровни памяти:
- воспроизводящая память;
- опознающая память;
- облегчающая память.
Известно, что наибольшая потеря материала происходит сразу же после его восприятия, а в дальнейшем забывание идет медленнее.
Опыты Эббингауза показали, что через час после заучивания 13 бессмысленных слогов забывание достигает 56 %, в дальнейшем же оно идет медленнее. Такая же закономерность характерна и для забывания осмысленного материала.
Рисунок 2. Кривая забывания» Эббингауза