Внимание — это особый вид психической деятельности, который проявляется через ее направленность ее процессов на определенный объект.
Внимание и его развитие
Первичные проявления внимания наблюдаются уже у новорожденных (например, в процессе сосания). В течение дошкольного и младшего школьного возраста происходит развитие свойств внимания, в первую очередь, его произвольности. На этом этапе дети учатся управлять собой, осознанно направляя внимание на определенный объект и используя для его организации внешние средства (слова, указательный жест взрослого).
В детском возрасте внимание становится опосредованным, поэтому играет огромную роль в жизни. Именно оно способно сделать совокупность психических процессов полноценными. Если не используется внимание, то нельзя говорить об осознанном отношении ребенка к тому, что он делает. Таким образом, нельзя использовать и продуктивное мышление.
Внимание как необходимое условие для ориентирования в окружающей действительности обладает большим значением для любой деятельности (особенно это касается обучения). Ученые дали определение внимания в качестве направленности и сосредоточенности психической деятельности.
Направленность внимания представляет собой выбор деятельности и поддержку данного выбора. Сосредоточенность является процессом углубления в соответствующую деятельность и отстранение (отвлечение) от всякой другой деятельности.
Первое понятие способно характеризовать внимание в качестве явления, которое выступает в виде двух характеристик психической деятельности. Эта часть описательного характера отлично согласована со здравым смыслом, но не может раскрыть содержание внимания в качестве процесса и одной из форм активности личности.
Н.Ф. Добрынин в своих трудах писал, что «сплошь и рядом внимание определяется в качестве направленности и сосредоточенности сознания на каком-нибудь объекте. Считается более правильным определять внимание как направленность и сосредоточенность сознания на деятельность с объектами».
Проявления внимания в онтогенезе
Исследователи искали причинное объяснение процессов внимания и различий их проявлений в рамках волевой сферы психики. Часто они использовали понятие интерес, волевое усилие и потребности.
Так, Добрынин осуществлял классификацию видов внимания в соответствии со степенью активности личности. Степень активности определялась возрастом индивида, так как в процессе взросления происходит развитие потребностной сферы.
Потребностная сфера развивается в конкретных исторических условиях, при этом внимание совершенствуется с помощью специально организованного обучения и воспитания. Автор последовательно осуществил внедрение личностного подхода к дифференцированной классификации видов внимания и его развития в разных возрастах. Более того, он отчетливо выделил проявление высшей степени активности личности, а также особый вид внимания, позже названный произвольным.
Культурное развитие внимания состоит в том, что с помощью взрослых людей дети усваивают множество искусственных стимулов (так называемых знаков). Далее они направляются ими на собственное поведение и внимание.
Л.С. Выгодский писал, что с самых первых дней жизни младенца его внимание развивается в среде, которая включает двойной ряд стимулов, которые вызывают внимание.
Первый ряд представлен самими окружающими предметами, которые своими яркими и необычными свойствами способны приковывать внимание ребенка. С другой стороны, важной является речь взрослых, произносимые ими слова, первоначально выступающие в роли стимулов (указывают, направляют непроизвольное внимание).
С первых дней жизни внимание ребенка существенно оказывается направленным с помощью стимулов в виде слов. Наряду с постепенным овладением активной речью дети получают возможность управления первичным процессом собственного внимания. Сначала это проявляется в отношении других людей, при этом происходит ориентирование собственного внимание через обращенные к ним слова в нужную сторону. Далее внимание проявляется в отношении самого себя.
Первоначально взрослый направляет внимание словами на окружающие вещи, вырабатывая таким образом из слов могущественные стимулы. Далее дети начинают пользоваться словом и звуками в качестве средств указания. Они обращают внимание взрослых на интересующие их предметы.
Этапы развития внимания
Из некоторых экспериментальных исследований можно понять последовательность основных стадий развития внимания. Этот хронологический порядок включает:
- Появление ориентировочного рефлекса в качестве объективного и врожденного признака непроизвольного детского внимания (первые недели/месяцы жизни);
- Проявление ориентировочно-исследовательской деятельности в качестве средства будущего развития произвольного внимания (завершение первого года жизни.);
- Формирование зачатков произвольного внимания под воздействием речевых инструкций взрослых людей, направление взгляда на предмет, названный взрослым (в начале второго года жизни.);
- Дальнейшее развитие первоначальной формы произвольного внимания (второй – третий год жизни);
- Возникновение способности направлять внимание, которая проявляется под воздействием сложной инструкции взрослого (4-5 лет);
- Возникновение элементарной формы произвольного внимания под воздействием самоинструкции, в основе чего лежат внешние вспомогательные средства (5-6 лет);
- Развитие и совершенствование произвольного внимания, в том числе волевого (школьный возраст).
Для младшего школьного возраста характерно то, что внимание ребенка становится произвольным. Этот процесс происходит не сразу. Достаточно долго, особенно в начальных классах, с произвольным вниманием у детей конкурирует непроизвольное внимание.