Психологическое пространство человека — это субъективно значимый фрагмент бытия. Для личности он существенен и выделяется из всего богатства проявлений мира, определяя актуальную деятельность и стратегию жизни.
Понятие и особенности личного психологического пространства
Исследование психологического пространства детей, включая его трансформацию, открывает новые возможности изучения и корректирования социально-безразличного или асоциального поведения личности через аспект его обусловленности депривацией психологического пространства в детском возрасте.
Депривации суверенности психологического пространства личности способствуют замедлению процессов саморазвития, самообучения, социализации.
При рассмотрении вопросов психологического здоровья вопрос целостности «Я», ненарушенности личностных границ обладает высоким практическим и теоретическим значением.
Основные причины большей части нарушений психологического здоровья имеют в основе пространство внутрисемейных и межличностных отношений. Что касается многодетных семей, то здесь часто границы между поступками одного и поступками другого стираются по причине отсутствия суверенности личного пространства.
Неспособность установить верную психологическую дистанцию в отношении угрожающих явлений и отделиться от них — это основная черта психотической личности. Так, определенные динамические изменения в границах личности как интроекция или проекция, могут эпизодически встречаться даже у вполне здоровых и адаптированных людей.
Личное пространство ребенка зависит от воздействия взрослых. Так, чем сильнее они вторгаются в его частную жизнь (читают дневники, обобществляют игрушки, не признают личную собственность на вещи), тем более резкой может быть ответная реакция (воровство, бегство из дома и др.).
Категорию «личное пространство» впервые предложил использовать Р. Соммер — основоположник науки проксемики, которая занимается изучением закономерностей пространственного размещения и человеческого поведения с позиции переживания субъективного комфорта.
Данную проблему также рассматривал Р. Баркер. Он принял ко вниманию результаты структурированного наблюдения и разработал теорию «места поведения». В соответствии с этой концепцией ребенок поступает по-разному в разных условиях, но дети склонны вести себя идентично на одной и той же территории, вне зависимости от наличия очевидных индивидуальных различий.
Современная отечественная психология использует несколько содержательно близких понятий. Так, Д. В. Ольшанский предложил использовать понятия «психологический образ жизни» и «субъективное пространство жизнедеятельности», а Н. Б. Шкопоров употребляет в своих работах категорию «психологическое пространство личности».
Следует обратить внимание и на концепцию бытийных пространств, которую развивали З. И. Рябикина и А. В. Бурмистрова. В своей теории они констатируют, что бытийное пространство в пределах обыденного сознания представлено понятием «личная жизнь», которая состоит из:
- рода занятия и профессии,
- семьи,
- значимых других,
- образовательного пространства,
- мира вещей,
- времени жизни.
Исследования личного психологического пространства в многодетных семьях
В процессе исследования различных форм взаимодействия детей и мира ученые предложили использовать понятие «психологическое пространство личности». Его рассматривают в качестве значимого фрагмента бытия, который способен определять актуальную деятельность и стратегию жизни субъекта. Пространство человек защищает доступными физическими и психологическими средствами.
Для психологического личного пространства характерно несколько основных свойств:
- Ощущение пространства как присвоенного или созданного (по этой причине оно представляет для человека ценность);
- Наличие возможности контролировать и защищать все то, что находится и возникает внутри пространства для реализации собственного чувства авторства;
- Существование психологического пространства естественным образом, оно не рефлексируется без наличия проблемных ситуаций, «прозрачно» и практически не поддается позитивному описанию;
- Сохранность границ в качестве важнейшей характеристики психологического пространства.
Ученые при исследовании суверенности личного пространства в различных семьях выделили эмпирически 6 его измерений: физическое тело, территория человека, личные вещи, друзья (круг общения), привычки и вкусы (ценности). Максимально важной здесь считается прочность границ психологического пространства, которая дает человеку переживания суверенности своего «Я», уверенность и безопасность, доверие к миру.
В многодетной семье психологическое пространство ребенка соотносится с базовыми проявлениями психического. Субъект переживает его как сохранное или нарушенное, выражая это чувством покоя или беспокойства. Это осознается вблизи собственных границ и не осознается в тех сферах, которые за последнее время не были подвержены изменениям. Суверенность пространства может быть выражена через поведение, направленное на объекты значимые для внутреннего мира ребенка.
Особенности суверенности в многодетных семьях
В многодетных семьях чаще всего длина психологической дистанции обладает симбиотическим характером, что дает возможность говорить о том, что в семье очень тесная связь. Иногда это отражает ощущение взаимозависимости, ведь в многодетных семьях дети и взрослые больше концентрируются на внутрисемейном пространстве. В большинстве таких семей ее членам хорошо друг с другом без внешнего вмешательства.
В семьях, где менее 3 детей психологическое пространство сжато и уплотнено. Одновременно с этим, при таком взаимодействии членов семьи, появляется возможность для движения и изменения условий данного пространства. С помощью оптимальной дистанции каждый член семьи способен переживать изменения собственной психической реальности в качестве результата воздействия и самовоздействия.
В многодетных семьях нет выраженной отчуждённости, которая представлена длинной психологической дистанцией. В таких семьях чаще всего нет отстранённости как среди членов семьи, так и в отношениях вне семьи, поэтому нельзя говорить об отсутствии некой общности.
Безусловно, на суверенность психологического пространства оказывают влияние большое число факторов, включая занятость родителей, их образование, возраст детей и их число, разницу в возрасте детей и родителей и др.