Эмоциональный интеллект — это способность распознавать эмоции, намерения, мотивацию и желания других людей и самого себя. Он позволяет решать практические задачи и достигать поставленных целей в жизни и профессиональной деятельности.
Особенности эмоционального интеллекта
Люди, обладающие развитым эмоциональным интеллектом, обладают умением договариваться с другими. Они принимают эффективные решения и правильно реагируют на негативные ситуации. С помощью эмоций люди реагируют на события, слова и обстоятельства. Если не понимать их, то происходящее во внешнем мире будет искажаться. Например, на работе сотруднику сделали замечание, а он начал спорить и конфликтовать. В итоге, эти действия приведут к неврозу, апатии и другим депрессивным состояниям. Некоторые типы депрессивных состояний не проходят быстро. Так, у 15-40 % людей депрессия продолжается более года.
Если у личности развит эмоциональный интеллект, то она реагирует на причины, а не действия или эмоции. Это помогает правильно воспринимать критику. Благодаря эмоциональному интеллекту человек получает возможность понимать других и отвечать им адекватной реакцией.
Категория «эмоциональный интеллект» стала популярно после публикации одноименного труда научного журналиста Д. Гоулмана в 1995 г. Если взять за основу исследования этого ученого, то у людей с развитым эмоциональным интеллектом более хорошее психическое здоровье, эффективность работы и лидерские навыки. По статистике около 67 % лидерских способностей относятся к проявлению эмоционального интеллекта. Считается, что этот показатель важнее технических знаний и IQ в 2 раза, что было подтверждено исследованием компании Egon Zehnder.
Особенности развития эмоционального интеллекта в юношеском возрасте
В юношеском возрасте уровень эмоционального интеллекта в большей степени относится к индивидуальному проявлению самоактуализации. Она показывает, что высокая степень развития внутреннего эмоционального интеллекта должна сопутствовать естественным эмоциональным проявлениям и положительному самоотношению. Благодаря этому происходит установка глубоких и тесных взаимоотношений с другими людьми.
Д. В. Ушаков писал о том, что при измерении показателя эмоционального интеллекта необходимо использовать не опросники, а тесты. Он считал, что опросники способны «затуманивать» измеряемые конструкты, а тесты, в свою очередь, дают возможность проводить оценку переработки эмоциональной информации в реальном режиме времени.
Исследователи зарубежной психологии говорят о возможности эмоционального интеллекта воздействовать на лидерские качества личности. Лидер с высоким уровнем эмоционального интеллекта не только способен формировать благоприятный психологический климат в коллективе, но и, мотивирует персонал для выполнения задач компании.
В целом эмоциональный интеллект представляется в качестве способности понимать и управлять собственными и чужими эмоциями. Способность понимать эмоции предполагает следующие составляющие:
- Установление самого факта наличия эмоционального переживания (у себя и у других);
- Распознавание эмоций, то есть понимание того, какую именно эмоцию может испытывать другой человек или он сам;
- Умение описать эмоцию с помощью слов;
- Понимание причин, которые сопутствуют формированию данной эмоции и следствия, к которым она приводит.
Способность к управлению эмоций у юношей и девушек означает, что они контролируют их силу, могут приглушать сильные эмоции, контролируют выражение эмоций во внешней среде (например, собственные слезы или крики). Они могут вызывать ту или иную эмоцию в случае необходимости. Они понимают и умеют управлять своими и чужими эмоциями, давая возможность выделить внутриличностный и межличностный эмоциональный интеллект. Данные варианты предполагают актуализацию и взаимосвязь различных когнитивных навыков и процессов.
Факторы развития эмоционального интеллекта в юношеском возрасте
В соответствии с результатами многих исследований сенситивный возраст приходится на три года, но также, существуют данные, что важные изменения происходят до 20 лет (второй сенситивный период). Кроме того, есть данные о том, что значительные изменения эмоционального интеллекта происходят в течение всей жизни.
Развитие эмоционального интеллекта у юношей и девушек рассматривается с позиции двух основных аспектов:
- Изучение онтогенетических изменений в управлении;
- Способность понимать эмоции в контексте целенаправленного развития отдельных сторон эмоционального интеллекта.
Сегодня имеются работы, в которых представлены результаты исследований развития способностей эмоционального интеллекта в онтогенезе. Ученые рассматривают уровни форсированности, раскрывают социальные и биологические предпосылки.
Биологические предпосылки эмоционального интеллекта включают уровень эмоционального интеллекта родителей, наследственные задатки эмоциональной восприимчивости, согласованное взаимодействие правого и левого полушария. Также на этот процесс влияют свойства темперамента.
Социальные предпосылки развития эмоционального интеллекта в юношеском возрасте включают синтонию, степень развития самосознания, уверенность в своей эмоциональной компетентности, уровень образования родителей и семейный доход.
Эмоционально благополучные отношения между родителями оказывают большое влияние на развитие ЭИ. Родители с высоким уровнем ЭИ сами создают гармоничные условия для развития своего ребенка.
Некоторые ученые считают, что респонденты в юношеском возрасте, которые показывают внутренний локус–контроль, как правило, обвиняют себя. Они более чувствительны к ситуации при обсуждении других. Юноши с внешней локализацией контроля имеют большую склонность к прощению себя и других. Эта способность связана с пониманием своих эмоций и возможности управлять ими.