Специфика работы психолога с семьями группы риска
Семьи группы риска – это категория семей более других подверженных негативным влияниям в силу определенных условий своей жизни.
Такие семьи характеризуются слабой способностью анализа происходящего в собственной семье, поэтому не могут ставить цели по улучшению жизни и достигать эффективных результатов. Они плохо понимают причины своего неблагополучия и не могут словесно обсуждать проблемы семьи. Преобладающими эмоциями в такой семье являются гнев, раздражительность и агрессия. О любви, заботе и взаимопомощи речи в таких семьях не ведется.
Поскольку члены такой семьи не верят, что можно что-то изменить, то первым этапом работы с ними психолога является формирование надежды. Психологу необходимо привести положительные примеры таких же семей, сумевших исправить ситуацию, рассказать о предпринятых шагах членов этих семей, об их неудачах и достижениях.
В практике консультативной работы с такими семьями необходимы сбор, анализ, систематизация их историй, поскольку эта информация помогает решать важную проблему.
Обычно, неблагополучные семьи стравляются со своим неблагополучием и без психолога. На всех стадиях работы психолога с неблагополучной семьей группы риска, важной задачей является демонстрация психологом других форм поведения и эмоционального реагирования, по сравнению с теми, что приняты в той или иной неблагополучной семье.
В работе с членами семьи группы риска недопустимо высокомерное и презрительное отношение, психологу надо демонстрировать противоположное поведение – стремление к отношениям на равных, заинтересованность, потому что в любой семье можно найти то, за что можно уважать каждого её члена.
Психолог должен научить членов семьи группы риска способам противостояния манипулятивным действиям с целью выманивания у них денег, склонения их к приему наркотиков или алкоголя, потому что довольно часто такие люди бывают излишне доверчивыми и простодушными.
Особенности работы педагога-психолога с семьей группы риска
В формировании и развитии личности семья играет особо важную роль. В современном обществе она функционирует в условиях усиливающегося расслоения общества по уровню доходов, рождения внебрачных детей, разрушения традиционной структуры семьи, изменения общепринятых норм поведения и отношений между супругами. Эти обстоятельства говорят о том, что российская семья находится в состоянии кризиса и социальной деградации.
Неблагополучные семьи нуждаются в коррекционной работе по разрешению противоречий между их членами семьи, а также во взаимодействии с социумом. Педагоги и психологи должны направить свои усилия на психолого-педагогическую поддержку таких семей.
Как правило, для неблагополучной семьи характерен низкий социальный статус, а социальное неблагополучие характеризуется проблемами, которые можно условно классифицировать на
- социальные,
- правовые,
- психологические,
- медицинские,
- педагогические.
С учетом этого перед педагогом-психологом стоит важная задача по оказанию помощи в воспитании ребенка, психолого-педагогическом просвещении родителей, коррекции семейных взаимоотношений.
Основными направлениями в работе с неблагополучными семьями является:
- изучение причин неблагополучия и отношение в семье к ребенку;
- просвещение родителей по вопросам семейного воспитания через знакомство с положительным опытом;
- оказание практической помощи и педагогической поддержки.
Актуальное значение при этом приобретает диагностирование и определение социально-педагогических и психологических проблем, которые оказывают отрицательное воздействие на становление и развитие личности ребенка в семье.
Психологу важно выявить и сделать анализ факторов, обуславливающих социальную дезадаптацию. От того, насколько будут установлены доверительные отношения с родителями, зависит эффективность работы психолога.
Несмотря на то, что причины семейного неблагополучия комплексные и все они взаимосвязаны, одна причина все-таки будет являться ведущей, а остальные будут носить второстепенный характер. Исходя из этого, формы и методы воздействия должны ориентироваться на выявление ведущего фактора семейного неблагополучия.
Работа с неблагополучными семьями, обычно проводится в несколько этапов.
Алгоритм сопровождения неблагополучных семей
На первом этапе выявления семей группы риска важно определить факторы социального риска.
В начале каждого учебного года специалисты проводят мониторинг семей и по его результатам составляют социальный паспорт и банк данных по тем детям, которые ставятся на учет. Наличие таких данных дает возможность прогнозировать стратегию взаимодействия с этими семьями.
На втором этапе устанавливается контакт с семьей, что является достаточно сложным, но необходимым делом. Несостоятельные в педагогическом отношении семьи относятся к наиболее труднодоступным для изучения. Основным средством для налаживания контактов является беседа по установлению сроков следующей встречи. Для проведения беседы родители приглашаются в детское учреждение, которое посещает их ребенок.
На третьем этапе идет изучение семьи, проводится социально-педагогическая и психологическая диагностика для того, чтобы определить тип семьи причины её неблагополучия. В диагностику включаются такие вопросы, как микроклимат в семье, её материальное положение, социальный статус родителей, жилищно-бытовые условия, стиль воспитания, положение в семье ребенка. Для диагностики психолог использует тесты, проективные методики, наблюдения, анкеты, опросники.
На следующем четвертом этапе психолог составляет картотеки семей группы риска, на основании полученной информации заполняется документация. На находящегося на учете ребенка заводится социальный паспорт, который включает социальный паспорт семьи, психолого-педагогическую характеристику, акт обследования жилищных условий семьи, результаты психологической диагностики.
На пятом этапе психолог, исходя из имеющихся проблем конкретной семьи, разрабатывает план индивидуального психолого-педагогического её сопровождения, с обязательным указанием необходимой помощи.
Чтобы вниманием были охвачены все дети, на следующем этапе психолог проводит психологический скрининг и мониторинг для выявления детей с нарушениями в поведении. Такие дети должны быть сразу взяты на заметку для проведения диагностического обследования.
Работа с семьями, которые находятся в трудном социальном положении, в законодательном порядке регулируется Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».