Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Особенности психики умственно отсталых детей

Все предметы / Психология / Особенности психики умственно отсталых детей
Содержание статьи
Определение 1

Умственная отсталость – это стойкое, выраженное снижение познавательной деятельности детей, которое возникает по причине органического поражения центральной нервной системы (в первую очередь это касается коры головного мозга) в пренатальный, интранатальный или ранний постнатальный период.

Причины умственной отсталости

Для умственной отсталости характерно нарушение нейродинамических процессов в коре головного мозга. Диффузное поражение коры, как правило, сочетается с отдельными локальными повреждениями, которые являются более глубокими.

Степень поражения ЦНС может быть разной в соответствии с тяжестью, локализацией, временем наступления. Разнообразие и различная глубина повреждения обусловливают возникновение разнообразных нарушений познавательной деятельности, что характерно для ребенка с умственной отсталостью.

Замечание 1

Проблемы изучения, воспитания и обучения, а также вопросы социально-трудовой адаптации ребенка с нарушением интеллектуального развития, изучает наука олигофренопедагогика. Название этой дисциплины связано с устаревшим наименованием данной категории детей (олигофрены).

Термин ввел ученый Крепелин, при этом он широко использовался на протяжении всего прошлого века. Сегодня понятие «олигофрен» считается устаревшим, более того, оно стало считаться оскорбительным для данной категории индивидов. Категория «умственная отсталость» трактуется как определенная возможность развития для этой группы детей.

Причины возникновения умственной отсталости классифицируются на экзогенные и эндогенные. Среди первых из них наибольшее влияние предполагается со стороны инфекций пренатального периода (краснуха, грипп, токсоплазмоз, сифилис и др.).

Употребление матерью алкоголя и наркотиков в ходе вынашивания плода также может стать причиной рождения умственно отсталого ребенка. Психические травмы, которые мать перенесла во время беременности, тоже способны стать причиной умственной отсталости. Особенно это возможно в том случае, когда высока интенсивность такой травмы.

Готовые работы на аналогичную тему

Определенная опасность представлена физическими травмами, которые наступают в результате попадания в ДТП или избиения беременной женщины. Родовой травматизм представляет собой отягчающее обстоятельство для проявления разных аномалий развития, включая умственную отсталость. Примером могут стать:

  • Стремительные роды, когда происходит обвитие шеи ребенка пуповиной,
  • Затяжные роды, сопряженные с асфиксией;
  • Щипцовые роды, при проведении которых лишь 25 % детей развиваются нормально и т. д.

Среди причин, которые ведут к умственной отсталости в раннем постнатальном периоде, можно выделить определенные нейрофакторы разной этиологии (грипп, внутричерепные травмы и др.).

В состав эндогенных причин необходимо включить те, которые вызываются патологической наследственностью или мутациями генов у одного из родителей.

Особенности психики умственно отсталых детей

Особенности психики умственно отсталых детей исследуются мало, и эта тема является недостаточно изученной. Для умственно отсталого ребенка свойственно недостаточное развитие познавательных интересов. Оно выражено в том, что он меньше, чем нормально развивающиеся сверстники, испытывает потребность познавать окружающий мир.

Как показали данные исследований, у умственно отсталого ребенка на всех стадиях процесса познания присутствуют аспекты недоразвития, а иногда наблюдается атипичное развитие психических функций. В результате чего такой ребенок получает неполные, а чаще даже искаженные представления об окружающем мире и людях, а их опыт является крайне бедным.

Известно, что при наличии умственного недоразвития может оказаться дефектной уже первая стадия познания, представляющая собой восприятие. Чаще всего восприятие умственно отсталого ребенка начинает страдать по причине снижения у такого ребенка слуха, зрения, недоразвития речи. Также это характерно для тех случаев, когда анализаторы сохранены, а восприятие отличается соответствующими особенностями.

Замечание 2

Главный недостаток умственно отсталых детей - нарушение обобщенности восприятия. Так, можно отметить его замедленный темп, если сравнивать развитие с нормальными детьми. Умственно отсталому человеку необходимо существенно больше времени для восприятия предлагаемого материала (например, картины, текста и др.).

Углубление замедленности восприятия происходит еще и по той причине, что из-за умственного недоразвития такие дети более сложно производят выделение главного, не понимая внутренние связи между элементами, лицами и др.

Психика умственно отсталого ребенка характеризуется тем, что при обучении ему свойственен замедленный темп узнавания, а также то, что он часто путает графически похожие буквы, цифры, предметы.

Для умственно отсталых детей характерны следующие признаки психики:

  • Узкий объем восприятия;
  • Выхватывание отдельных элементов в обозреваемом объекте или тексте;
  • Отсутствие видения важного для общего понимания материала;
  • Нарушение избирательности восприятия.

Любой тип отмеченных недостатков психики протекает на фоне недостаточной активности восприятия. В итоге происходит снижение возможности последующего понимания материала, поэтому процессом восприятия необходимо руководить.

Для психики умственно отсталых детей присущи сложности восприятия пространства и времени. Этот недостаток способен помешать детям ориентироваться в окружающем мире. Чаще всего даже в школьном возрасте такие дети не могут отличать правую и левую сторону, не способны найти в школе свой класс, столовую, туалетную комнату и др.

Восприятие напрямую относится к мышлению. Если ребенок воспринимает лишь внешние аспекты учебного материала, не улавливая главное, то внутренние зависимости и понимание, а также усвоение и выполнение заданий затрудняется.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Евгения Кузнецова

Эксперт по предмету «Психология» , преподавательский стаж — 8 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис