Агрессия: понятие, характеристики, виды
Агрессия - это многослойное понятие, которое имеет двоякое понимание.
С одной стороны, агрессия трактуется как проявление деструктивных действий одного человека по отношению к другим людям или живым существам. В таком контексте, агрессия определяется как агрессивное поведение, и здесь скорее уместно не слово «агрессия», а слово «агрессивность» как некая черта, отражающая готовность человека к совершению деструктивных воздействий.
С другой стороны, агрессия понимается как психическое состояние, возникающее в результате стрессовой или фрустрирующей ситуации. В таком контексте, более уместно именно слово «агрессия», то есть общая реакция организма на некое средовой воздействие.
Таким образом, имеет смысл определять агрессию как общую реакцию на конкретное событие и агрессивное поведение как конкретные действия человека, то есть как проявление системного свойства личности.
Агрессивное поведение складывается из агрессивных действий, которые имеют свойство повторяться. Это стремление причинять вред и наносить ущерб другим людям.
Безусловно, к агрессии способны все люди, но формы проявления и объемы деструктивного воздействия будут абсолютно различными.
Интересно, что как и тревожность, агрессия в природе имеет исключительно приспособительное и адаптационное значение. Более того, в мире человеческих отношений все чувства, эмоции и состояния, считающиеся деструктивными и социально не одобряемыми, в мире животных служат инструментом выживания. Но мир людей сложнее, чем мир животных, и естественно, что проявление таких эмоций и чувств обрастает здесь не только адаптационным контекстом.
С одной стороны, агрессия отмечается и в мире животных как реакция на вторжение на личную территорию, как форма защиты. В целом и у людей, агрессия как форма реакции на стресс или фрустрацию является нормальной, и в этом нет ничего деструктивного, кроме самих действий человека.
Неслучайно Э. Фромм вводит два понятия: оборонительная и деструктивная агрессия. Первая, по его мнению, отвечает биологическим задачам защиты и самосохранения, а вторая сформировалась исключительно в системе социальных отношений и служит в качестве деструктивной формы воздействия на других людей.
А. Адлер отмечал социальную сторону в контексте ее положительного влияния: агрессия как форма реагирования может иметь и конструктивное влияние, мобилизующее для преодоления препятствий и сложностей. Некоторые психологи отмечают, что агрессия в разумном количестве необходима: она способствует успешной социальной адаптации, позволяет преодолевать сложности и препятствия. социально одобряемые формы агрессии находятся рядом с такими понятиями, как: настойчивость, смелость, решительность, лидерство. Есть предположение, что отсутствие определенного уровня агрессивности может привести к общей личностной пассивности и конформности поведения.
Деструктивные формы агрессия начинает приобретать, когда она становится средством достижения определенных целей: самоутверждения, повышения самооценки, снятия эмоционального напряжения и т. д.
К. Хорни отмечала, что агрессивное поведение - это проявление невротической личности, которая воспринимает актуальную ситуацию, как угрожающую ее самодостаточности, самоуважению и личностным ценностям.
Виды и формы агрессивного поведения
Агрессивное поведение - это сознательное причинение вреда или ущерба другим людям и живым существам.
Агрессивное поведение обладает специфическими характеристиками:
- стремление доминировать,
- стремление использовать других людей в качеств средств достижения собственной цели,
- тенденция к разрушению, причинению вреда и ущерба другим людям и живым существам, проявлению насилия и жестокости.
А. Басс – один из ведущих исследователей агрессивного поведения, предложил идею о том, что все агрессивное поведение можно классифицировать по трем основным направлениям: физическое или вербальное проявление, активная или пассивная агрессия, прямая или опосредованная агрессия. В результате комбинации этих параметров автор выделяет 8 основных видов агрессивного поведения, которые представлены ниже.
Рисунок 1. Восемь основных видов агрессивного поведения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Отечественные психологи классифицируют агрессивное поведение, выделяя три класса на основании типа саморегуляции поведения:
- первый класс - саморегуляция поведения находится на высшем уровне (личностном), является максимально произвольной и осознанной. Поведение соотносится с социальными нормами и ценностями;
- второй класс - саморегуляция на индивидуальном уровне, поведение регулируется индивидуально-психологическими и характерологическими характеристиками, соответственно, оно более подвержено эмоциональным воздействиям и управляется эмоционально насыщенными и ситуативными целями;
- третий класс - саморегуляция находится на индивидном уровне, поведение в малой степени подвержено сознательному и произвольному контролю. В основном, действия характеризуются стереотипиями, формами аффекта.
Как уже было отмечено выше, выделяется также враждебная и инструментальная агрессия. Враждебная агрессия - это сознательное и намеренное причинение вреда и ущерба другому человеку, а инструментальная - это агрессия, являющаяся инструментом при достижении конкретной цели (причинение вреда здесь не является основной целью).
Помимо этого, также выделяют реактивную и проактивную агрессию. Реактивная агрессия - это форма ответа на осознаваемую угрозу (реакция), а проактивная - сродни инструментальной, реализуется в поведении для достижения определенного результата.
Так или иначе, попытки классифицировать виды агрессии в истории психологии не всегда были удачными с точки зрения предоставления четких и точных критериев классификации. Однако, можно отметить, что глобально, агрессивное поведение можно разделить как ответ на ситуацию с целью удалить угрожающий раздражитель, и как результат внутренних мотивов и побуждений.
Агрессия в студенческой среде
Специфика проявлений агрессии и агрессивного поведения наиболее всего изучены для детского и подросткового возраста, что связано с большим количеством психологических перестроек, сензитивных периодов формирования психики, формированием личности вообще, а также расцветом разнообразных личностных акцентуаций.
Исследование специфики проявления агрессии студентами не имеет такого широкого поля экспериментальных данных. Однако агрессия в юношеский период - проблема не менее актуальная и важная.
С точки зрения преобладания форм агрессии, отмечается что юноши более склонны к реализации вербальных и физических форм агрессивного поведения, в то время как девушки - к косвенным формам (сплетни, наговоры). Вербальное же выражение агрессии у девушек выражается в криках и ярких эмоциональных проявлениях, нежели в словесных формах.
Кроме этого, в студенческой среде нередко проявляется повышенный уровень враждебности в сочетании с высокой подозрительностью и обидой, что может выражаться в недоверии к окружающим, ожидании неблагоприятных событий, повышенной осторожности, что особенно характерно для девушек.
Негативизм как один из компонентов агрессии также наблюдается в студенческой среде, что проявляется в склонности к оппозиционному поведению, проведению активных протестов, акций. Причем, юноши не так склонны к негативизму как девушки: девушки реализуют его через демонстративное поведение в межличностном контексте, а юноши - в социальном (что бывает не так часто).
Раздражительность как одна из черт агрессивного поведения более свойственна юношам, чем девушкам, так как они более ориентированы на других людей, нормативное поведение и установление межличностных контактов.
В других исследованиях агрессия изучалась в совокупности с развитием эмпатии: результаты говорят о том, что у студентов со средним уровнем эмпатии преобладают косвенные и вербальные формы агрессии, а также чувство вины. То есть для студентов более характерно использование окольных путей или открытых выражений агрессии, в результате которых они испытывают чувство вины. При этом, девушки более подвержены угрызениям совести и рефлексии своих действий.
Для студентов с низким уровнем эмпатии характерны такие формы агрессивного поведения, как физическая агрессия, вербальная, а также раздражение. Соответственно, такие студенты, которые не отличаются способностями в сопереживании и сочувствии склонны к физическим мерам проявления агрессии, открытым словесным выражениям, готовы вспылить.
Таким образом, эмпатия и уровень ее выраженности имеют взаимосвязь с преобладанием той или иной формы агрессивного поведения.