Период взрослости – это самый длительный период в жизни человека, согласно общепринятой классификации он приходится на возраст от 18-20 лет до 55-60 лет.
Особенности жизненной удовлетворенности в период взрослости
Период взрослости представляет собой достаточно длительный отрезок, включающий в себя три основных этапа взросления человека: ранняя взрослость, средняя взрослость и поздняя взрослость. В этой связи данный период характеризуется практически постоянным поиском духовной опоры, необходимой человеку для удовлетворения своих жизненных потребностей и общей удовлетворенности жизнью.
Особо необходимо отметить период средней взрослости, так как в данный временной промежуток человек осуществляет переоценку собственных ценностей и поиск новых. При оценке своих жизненных достижений он анализирует и сопоставляет планы на жизнь и их воплощение, затрагивает межличностные взаимоотношения с другими людьми и т.д. Все это в совокупности представляет собой общую жизненную удовлетворенность человека.
В разные периоды взрослости у человека разные критерии жизненной удовлетворенности. Так в ранней взрослости человек оценивает жизненную удовлетворенность через наличие образования, семьи, дома, относительной финансовой стабильности и т.д. В средней взрослости критериями являются не только определенные материальные блага, но и наличие определенных социальных связей, положение в обществе, отношение с окружающими людьми и членами семьи. В поздней взрослости основным критериям жизненной удовлетворенности выступает материальное благополучие и уважительное отношение со стороны окружающих людей.
Особенностью жизненной удовлетворенностью в период взрослости можно назвать то, что в середине данного периода может возникнуть кризис, вызванный тем, что человек начинает ощущать первые признаки утраченной молодости, ухудшение здоровья и т.д. Все это возникает в том случае, если человек не доволен своими жизненными результатами в данный момент. Чаще всего кризис приходится на возраст 40-42 лет. Подобные противоречия осознаются человеком как расхождение, угнетающее несоответствие между Я-реальным и Я-идеальным, между областью наличного и областью возможного, желаемого.
Выходом из жизненного кризиса является поиск и установка дальнейших путей личностного развития, адекватная оценка своих возможностей и потребностей. Если же человек не способен в этот период жизни найти альтернативный путь собственного развития, то это в итоге приводит к аномальному развитию личности.
Таким образом, особенностью жизненной удовлетворенности человека в период взрослости является воплощение поставленных целей в жизни. В процессе своей жизни каждый человек периодически подводит определенные итоги, которые показывают уровень его достижений и упущенных возможностей. Именно они определяют жизненную удовлетворенность человека.
Особенности профессиональной удовлетворенности в период взрослости
В период взрослости профессиональное развитие человека является динамичным, оно не завершается ни на одном из этапов, а постоянно развивается и совершенствуется. Человек с самого начала взросления накапливает свой профессиональный опыт, воплощает творческий потенциал в выбранную им отрасль. Важным является лишь, чтобы профессиональные притязания оставались стабильными.
Профессиональная удовлетворенность человека в период взрослости находится в тесной взаимосвязи с его развитием, в том числе и с личностно-профессиональным. Кроме того, профессиональная удовлетворенность находится в прямой зависимости от психологической зрелости человека.
Так, проведенные в 1965 году исследования, под руководством Б.Г. Ананьева, показали, что зрелость личности не является «окаменелым» состоянием взрослого человека. Человек растет и развивается на протяжении всей своей жизни. Это доказывает его личностный и профессиональный рост на разных этапах взросления. Важным является и то, что в разные период взрослости, человек анализирует свою жизнь, определяет степень удовлетворенности собой как личностью, и как профессионалом.
В средний период взрослости происходит первая оценка профессиональной удовлетворенности. Человек анализирует свои начальные планы и цели, с теми достижениями, которые он достиг в профессии на данный момент. В случае, если они совпадают, хотя бы частично человек осуществляет постановку новых целей, разрабатывает новые более совершенные планы профессиональной деятельности. Если же планы и реальность не совпали, то возможны два исходы. Чаще всего – это кризис и ощущение упущенного времени. Во втором случае – это корректировка целей и планов, в соответствии с теми профессиональными достижениями, которые человек достиг на данный момент.
Таким образом, профессиональная удовлетворенность представляет собой совокупность достижений, обусловленных личностными качествами человека (инициативность, целеустремленность, организованность), чертами его характера (настойчивость, упорство, последовательность), интеллектуальными качествами и способностью обогащать и расширять свои знания в конкретной профессиональной области. Особое значение в профессиональной деятельности человека так же имеют такие качества личности как творческий потенциал и способность к нравственному совершенствованию.
Необходимо отметить и тот момент, что для каждого человека профессиональная удовлетворенность в период взрослости воспринимается по-разному. Для кого-то достаточно осуществлять свою профессиональную деятельность в выбранной сфере, а кому-то важно достичь определенных профессиональных вершин (старший специалист, руководитель, совершить открытие в своей профессиональной сфере, написать научный труд и т.д.).
Зрелость (период взрослости) – это самый длительный и самый значимый период в жизни человека, когда он должен раскрыть свой потенциал, реализовать себя во всех сферах, исполнить свое предназначение. В этом смысле зрелость – цель развития, но эта цель не обязательно предполагает его конец. Это достижение расцвета, за которым может следовать не увядание, а дальнейшее развитие.