Группа кратковременного пребывания (ГКП) — это вариант организации дошкольного образования в режиме неполного дня. Такие группы формируются для детей раннего и дошкольного возраста, которые не посещают детский сад.
Особенности и функции ГКП
Цель группы кратковременного пребывания состоит в обеспечении всестороннего развития и создания у дошкольников основ школьного обучения. Такие группы обеспечивают консультативно-методическую поддержку родителям, организуя воспитание и обучение, социальную адаптацию. С их помощью ребенок раннего возраста получает предпосылки к учебной деятельности.
Основные функции групп кратковременного пребывания (ГКП) представлены:
- Охраной жизни и здоровья ребенка;
- Заботой об эмоциональном благополучии детей дошкольного возраста;
- Коррекцией физического и психического развития и здоровья дошкольника;
- Обеспечением интеллектуально-личностного развития ребенка в ходе общения.
Сегодня самыми востребованными формами ГКП считаются адаптационные группы. Они занимаются развитием детей раннего возраста и имеют цель обеспечить раннюю социализацию детей в ходе общения и их адаптацию к поступлению в ДОУ.
Существуют и ГКП для детей более старшего возраста, которые представлены «Группами развития» (от 3 до 7 лет), преследующими цель всестороннего развития дошкольника и обеспечения социализации в коллективах. Популярными являются также группы «Будущий первоклассник» (от 5 до 6 лет).
Для создания группы на базе дошкольного учреждения происходит исследование социального заказа, предусматривающего открытие соответствующей формы ГКП. В этом процессе проводится анкетирование родителей детского учреждения и социологический опрос среди населения. Анализ этой информации дает возможность сделать выводы о существовании запроса граждан на открытие групп определенного направления.
Организация общения и воспитательного процесса в ГКП
ГКП любых типов предполагают общение между детьми и взрослыми. Они формируются в дошкольных образовательных учреждениях, которые должны иметь необходимые материально-технические условия и соответствующее кадровое обеспечение. Организация ГКП для детей раннего возраста предполагает то, что в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) должно быть свободное помещение. Здесь создаются групповые комнаты, музыкальные залы, психологический кабинет и др.
Организация воспитательного процесса в ГКП для детей раннего возраста основана на балансе свободной самостоятельной деятельности дошкольника и совместной деятельности взрослого с детьми, в процессе чего происходит их общение. Взрослый должен привлекать детей раннего возраста к занятиям без психологического принуждения. В основе лежит интерес к содержанию и форме общения.
Для осуществления общения с детьми раннего возраста на базе ГКП широко применяются наглядные методы (например, показ предметов, образцов), словесные методы (вопрос, указание, объяснение), игровые методы и приемы.
В группах проводятся тематические вечера, мероприятия, утренники, праздники. Такая форма организации общения дает возможность помочь дошкольнику привыкнуть к обстановке, которая для него в новинку. Это происходит через создание хорошего настроения на время пребывания в ДОУ.
В соответствии с направленностью работы группы необходимо выявить цели и задачи образовательного процесса. Они, как правило, обосновываются в положении о ГКП.
Особенности общения ребенка раннего возраста со взрослыми в ГКП
Организация общения детей раннего возраста со взрослым в ГКП не представляется возможной без тщательной подготовки воспитателей, которые должны непосредственно работать с дошкольниками. Взрослому необходимо достаточно точно представлять себе, реализация каких целей осуществляется в ходе общения при выстраивании педагогического процесса. Он должен понимать, каких результатов нужно достичь, умея конструировать, давать оценку и выстраивая перспективу развития каждого ребенка.
Деятельность взрослых, которые работают в ГКП и общаются с детьми раннего возраста, включает систематическую коррекционную работу, построенную на диагностической основе. С этой целью психолог и прочие специалисты подбирают диагностический инструментарий. Они должны иметь готовность к тесному взаимодействию с педагогами, педиатрами, родителями.
Особенности общения детей раннего возраста со взрослым в рамках работы ГКП заключатся в большом влиянии семьи. По этой причине педагогическая работа и общение с ребенком раннего возраста в детском учреждении представляется невозможной, если не учесть особенности быта и воспитания детей в семье.
Показатели результативной работы в этом направлении включают удовлетворенность родителей характером общения с руководством и педагогами ДОУ, удовлетворенность деятельностью учреждения и степенью информированности о нем в целом. Родителям необходимо получать информацию о деятельности самой группы и характере общения ребенка в частности.
Формы работы с родителями в группах кратковременного пребывания предусматривают проведение родительских собраний в их традиционных и нетрадиционных формах, дней открытых дверей с экскурсиями, знакомством с учреждением, общими рекомендациями при поступлении детей в ГКП. Общение детей с взрослыми, включая родителей, происходит через проведение совместных игровых сеансов родителей и детей, открытые просмотры занятий, тренинги, консультации, семинары и практикумы.
В организации общения важность представляют наглядные методы работы. Для этого в учреждении предусмотрены специальные стенды, ширмы, папки, передвижные устройства, выставки детских работ, буклеты и др. Благоприятствует общению и проведение совместных праздников и развлечений, открытые просмотры занятий в рамках непосредственной образовательной деятельности.
Постепенно воспитатели должны включать родителей в общение с помощью совместных игр и занятий, обучая использовать игрушки, различные предметы, игровые пространства, события, которые происходят в детском коллективе.