Характеристика детей с общим недоразвитием речи
Общее недоразвитие речи (ОНР) – это разнообразные речевые расстройства, которые характеризуются нарушением формирования всех компонентов системы речи, относящихся к ее смысловой и звуковой стороне, при наличии нормального слуха и интеллекта.
Несмотря на то, что природа возникновения речевых дефектов у детей с ОНР различна, имеется ряд типичных проявлений, каждое из которых указывает на системное нарушение речевой деятельности.
Основным признаком ОНР является то, что речь появляется у ребенка довольно поздно. Так, первые слова могут появиться только в 3-4 года, либо к 5-ти годам. Речь ребенка характеризуется аграмматизмами и недостаточным фонетическим оформлением.
Еще одним выразительным показателем является отставание экспрессивной речи при вполне благополучном общем понимании обращенной к ребенку речи.
Речь ребенка с ОНР малопонятна, отмечается недостаточная речевая активность, падающая при недостаточном или отсутствующем специальном обучении.
Ребенок с ОНР относится к своему дефекту очень критично, что не может не отразиться на формировании у него интеллектуальной, сенсорной и аффективно-волевой сфер, а также устойчивости внимания. Несмотря на то, что относительно сохранены логическая и смысловая память, у детей с ОНР сильно страдает продуктивность и эффективность запоминания. Так, детям с ОНР очень трудно запомнить сложные инструкции, последовательность и отдельные элементы заданий.
В случае, если у ребенка высокий уровень ОНР, то сниженная активность запоминания сочетается с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности.
Таким образом, ОНР оказывает негативное влияние на психическое развитие ребенка. Так, дети с ОНР отстают от сверстников в овладении мыслительными операциями, в развитии словесно-логического мышления. В случае, если не организовано специальное коррекционное обучение, то дети с ОНР с трудом овладевают операциями синтеза, анализа, обобщения и сравнения.
Значимость целенаправленного формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Особое значение в воспитании детей старшего дошкольного возраста имеет формирование нравственных представлений. Нравственные представления включают в себя: гуманное отношение к окружающим людям, природе, животным и миру в целом.
Основные задачи нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста с ОНР – формирование у них нравственных качеств и чувств, положительных привычек и навыков поведения, основ моральных качеств, нравственных мотивов и представлений поведения.
От того, насколько успешно правильно осуществляется процесс формирования моральных качеств личности, зависит дальнейшее нравственное развитие детей с ОНР.
Как показывают проведенные учеными исследования, именно дошкольный возраст характеризуется наличием наибольших возможностей для нравственного воспитания детей с ОНР.
Формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР осуществляется в разнообразных видах детской деятельности, оказывающей благоприятное воздействие на освоение способов сознательного управления собственным поведением, активностью и самостоятельностью, а также интересом к общественному окружению.
При правильно организованном воспитании у детей старшего дошкольного возраста с ОНР предупреждается накопление отрицательного опыта, который препятствует развитию нежелательных привычек и навыков, что может негативно сказаться на формировании нравственных качеств и представлений.
Особенности формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Особое значение в воспитании нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР имеет формирование нравственных чувств.
Чувства – это особая форма отношения ребенка к окружающим явлениям и действительности, обусловленная их несоответствием или соответствием потребностям ребенка.
Чувства, так же, как и эмоциональное отношение ребенка к многообразию окружающих явлений и сторонам действительности, выявляет характер и особенности каждого конкретного ребенка с ОНР, его моральные ценности и убеждения, его внутренний мир.
Нравственные чувства, которые характеризуют развитого человека и способны вдохновить его на определенные поступки, не даны от рождения ребенку, их необходимо формировать и развивать на протяжении всего дошкольного детства, посредством влияния социальных условий воспитания и жизнедеятельности ребенка с ОНР.
Дети дошкольного возраста с ОНР, так же как и дети с нормой развития, очень рано начинают чувствовать справедливость и доброту со стороны окружающих взрослых, они очень чутко реагируют на разнообразные проявления недоброжелательности к ним.
Задачи воспитания нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР решаются успешнее, если взрослые относятся к ребенку справедливо, проявляя гуманность и доброту к нему как к личности.
Большое значение в формировании нравственных представлений у детей с ОНР имеет личный пример педагога (взрослого). Дети стараются подражать старшим, так как у них возникает желание походить на того, кто затронул их чувства, вызвал симпатию. Помимо того, учитель заботится о том, чтобы дети осознавали суть моральных понятий, соотносили с ними содержание своих и чужих поступков.
Сформированные нравственные представления у старших дошкольников с ОНР служат фундаментом развития мотивов поведения, которые побуждают их к тем либо другим поступкам. Именно анализ таких мотивов позволяет воспитателю проникнуть в суть поведения ребенка с ОНР, выяснить причину того или иного поступка и выбрать наиболее подходящий способ воздействия.
Конечно, не стоит преувеличивать прочность чувств, сформированных в дошкольном возрасте, но вместе с тем следует помнить, что именно в этом возрасте происходит активное развитие личности человека.