Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Особенности детско-родительских отношений в семье с ребёнком дошкольного возраста

Определение 1

Детско-родительские отношения — это система отношений между родителями и ребенком, включая восприятие ребенком родителей и способов их поведения. В их процессе формируется прочная взаимосвязь (взаимоотношения родителей и детей), что всегда предполагает обратную связь.

Дошкольный возраст и его особенности

Дошкольный возраст — это важная стадия развития ребенка. В данный период формируется его характер и мировоззрение, происходит становление личности. Именно по этой причине важно в это время правильно создать отношения родителей и детей.

Замечание 1

Воспитание детей для родителей — это первостепенная и далеко не простая задача. Подходить к ее решению они должны ответственно, понимая цену собственным ошибкам и просчетам. Формирование благоприятного микроклимата и создание отношений, основой которых является любовь и доверие, обеспечивает правильное физическое и духовное развитие маленького человека.

Воздействие семьи, особенно на начальной стадии, имеет решающее значение и превышает прочие воспитательные воздействия. Чем благополучнее будет семья, чем большее количество внимания и времени родители уделят воспитанию своего ребенка, тем лучшим будет качество физического, психического, духовного, нравственного, трудового, интеллектуального и эмоционального воспитания.

До настоящего времени нет однозначного определения понятия «детско-родительские отношения» в психолого-педагогической литературе. Его представляют в качестве подсистемы семейных отношений, которая включает в себя взаимосвязанные, но не равнозначные отношения (родители к ребенку, отношение ребенка к родителям). Также данные отношения понимаются в качестве взаимоотношений, активного взаимодействия родителя и ребенка.

Детско-родительские отношения, возникновение которых происходит в ходе становления личности ребенка, обладают определенной спецификой. Их характеризует относительная непрерывность и длительность во времени, а также эмоциональная значимость для ребенка и родителей.

«Особенности детско-родительских отношений в семье с ребёнком дошкольного возраста» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Для ребенка дошкольного возраста родители — это первая и основная социальная среда, которая обеспечивает удовлетворение базовых потребностей, включая любовь, заботу и защищенность. Семья представлена социальной группой, в которой обнаруживается субъект (родитель) и объект влияния (ребенок).

Таким образом, семейное воспитание представляет собой сложную систему, которая базируется на определенных принципах воспитания личности ребенка. Качественная сторона и результат семейного воспитания находятся в зависимости от системы факторов:

  • образ жизни;
  • культурный и образовательный уровень;
  • родительское представление о воспитании и т.д.

Стиль семейного воспитания — это своеобразная характеристика личности родителя.

Стили общения

В современной психологической и педагогической литературе наиболее общий подход рассматривает 3 разновидности стиля педагогического общения. Их предложил еще К. Левин, включая в состав авторитарный (автократический), демократический и свободный (анархический, попустительский, либеральный) стиль.

Эти стили мы можем рассмотреть на примере детско-родительских отношений, так как каждый родитель в той или иной мере проявляет аспекты одного из стилей. Так, для авторитарного стиля характерно быстрое достижение поставленных целей и максимальная результативность. Такой родитель обладает ярко выраженными установками в отношении своих детей, используя методику ограничений и запретов, строгую форма взаимоотношений и наказания за непослушание.

С помощью либерального стиля происходит реализация тактики невмешательства. Ее основой часто является равнодушие и незаинтересованность. Демократический стиль представляет собой одну из самых эффективных форм взаимодействия. Для него характерна установка индивидуальных контактов, которые наполнены взаимоуважением и доверием.

Другие исследователи рассматривали 3 стиля родительского отношения, отличающиеся в соответствии с системой контроля и эмоциональной наполненностью. Здесь авторитетные родители проявляют высокий уровень родительского контроля, поощряют растущую автономию детей, в результате чего дети становятся социально адаптированными, уверенными в себе, способными к самоконтролю.

Если рассматривать снисходительных родителей, то здесь, напротив, дети будут импульсивными и агрессивными. Низкий уровень контроля и теплые отношения характеризуются тем, что родители слабо регламентируют поведение ребенка, который часто не предъявляет требовательность к себе.

Современные особенности детско-родительских отношений

Современные тенденции развития общества отражаются на детско-родительских отношениях. Ярким примером этому могут служить электронные устройства, прочно вошедшие в быт человека в последние десятилетия. Сегодня почти в каждой семье дети с дошкольного возраста пользуются компьютером, мобильными телефонами, планшетами и др.

Компьютеризация предполагает использование интернета, что ведет к погружению в виртуальные отношения. Далеко не каждый родитель имеет способность правильно регламентировать данный аспект жизни, при этом чрезмерное увлечение самих родителей гаджетами может негативно отразиться на детско-родительских отношениях в дошкольном возрасте.

Родители дают пример подрастающему поколению еще до школы. Они могут настолько погрузиться в виртуальную жизнь, что тратят на нее массу свободного времени. При этом отношения с ребенком строятся по остаточному принципу, хотя именно в дошкольном возрасте ребенку необходимо много внимания.

Современные условия показали, что многие родители считают, что главное — это занять и отвлечь ребенка гаджетами. Так он не будет требовать времени и внимания. Дети в сложившейся ситуации чувствуют себя лишними, заполняя время сообразно своим потребностям и постепенно привыкая к невниманию и недостаточному количеству любви и ласки.

Чаще всего дошкольник, растущий в такой семье, плохо развит физически и интеллектуально, склонен к агрессии, раздражителен, замкнут. Сегодня все чаще наблюдается картина, когда родители по первому требованию дают еще совсем малышу мобильный телефон для его успокоения. Ребенок сразу же прекращает кричать, поскольку получил желаемое.

Дата последнего обновления статьи: 30.07.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot