Детско-родительские отношения — это система отношений между родителями и ребенком, включая восприятие ребенком родителей и способов их поведения. В их процессе формируется прочная взаимосвязь (взаимоотношения родителей и детей), что всегда предполагает обратную связь.
Дошкольный возраст и его особенности
Дошкольный возраст — это важная стадия развития ребенка. В данный период формируется его характер и мировоззрение, происходит становление личности. Именно по этой причине важно в это время правильно создать отношения родителей и детей.
Воспитание детей для родителей — это первостепенная и далеко не простая задача. Подходить к ее решению они должны ответственно, понимая цену собственным ошибкам и просчетам. Формирование благоприятного микроклимата и создание отношений, основой которых является любовь и доверие, обеспечивает правильное физическое и духовное развитие маленького человека.
Воздействие семьи, особенно на начальной стадии, имеет решающее значение и превышает прочие воспитательные воздействия. Чем благополучнее будет семья, чем большее количество внимания и времени родители уделят воспитанию своего ребенка, тем лучшим будет качество физического, психического, духовного, нравственного, трудового, интеллектуального и эмоционального воспитания.
До настоящего времени нет однозначного определения понятия «детско-родительские отношения» в психолого-педагогической литературе. Его представляют в качестве подсистемы семейных отношений, которая включает в себя взаимосвязанные, но не равнозначные отношения (родители к ребенку, отношение ребенка к родителям). Также данные отношения понимаются в качестве взаимоотношений, активного взаимодействия родителя и ребенка.
Детско-родительские отношения, возникновение которых происходит в ходе становления личности ребенка, обладают определенной спецификой. Их характеризует относительная непрерывность и длительность во времени, а также эмоциональная значимость для ребенка и родителей.
Для ребенка дошкольного возраста родители — это первая и основная социальная среда, которая обеспечивает удовлетворение базовых потребностей, включая любовь, заботу и защищенность. Семья представлена социальной группой, в которой обнаруживается субъект (родитель) и объект влияния (ребенок).
Таким образом, семейное воспитание представляет собой сложную систему, которая базируется на определенных принципах воспитания личности ребенка. Качественная сторона и результат семейного воспитания находятся в зависимости от системы факторов:
- образ жизни;
- культурный и образовательный уровень;
- родительское представление о воспитании и т.д.
Стиль семейного воспитания — это своеобразная характеристика личности родителя.
Стили общения
В современной психологической и педагогической литературе наиболее общий подход рассматривает 3 разновидности стиля педагогического общения. Их предложил еще К. Левин, включая в состав авторитарный (автократический), демократический и свободный (анархический, попустительский, либеральный) стиль.
Эти стили мы можем рассмотреть на примере детско-родительских отношений, так как каждый родитель в той или иной мере проявляет аспекты одного из стилей. Так, для авторитарного стиля характерно быстрое достижение поставленных целей и максимальная результативность. Такой родитель обладает ярко выраженными установками в отношении своих детей, используя методику ограничений и запретов, строгую форма взаимоотношений и наказания за непослушание.
С помощью либерального стиля происходит реализация тактики невмешательства. Ее основой часто является равнодушие и незаинтересованность. Демократический стиль представляет собой одну из самых эффективных форм взаимодействия. Для него характерна установка индивидуальных контактов, которые наполнены взаимоуважением и доверием.
Другие исследователи рассматривали 3 стиля родительского отношения, отличающиеся в соответствии с системой контроля и эмоциональной наполненностью. Здесь авторитетные родители проявляют высокий уровень родительского контроля, поощряют растущую автономию детей, в результате чего дети становятся социально адаптированными, уверенными в себе, способными к самоконтролю.
Если рассматривать снисходительных родителей, то здесь, напротив, дети будут импульсивными и агрессивными. Низкий уровень контроля и теплые отношения характеризуются тем, что родители слабо регламентируют поведение ребенка, который часто не предъявляет требовательность к себе.
Современные особенности детско-родительских отношений
Современные тенденции развития общества отражаются на детско-родительских отношениях. Ярким примером этому могут служить электронные устройства, прочно вошедшие в быт человека в последние десятилетия. Сегодня почти в каждой семье дети с дошкольного возраста пользуются компьютером, мобильными телефонами, планшетами и др.
Компьютеризация предполагает использование интернета, что ведет к погружению в виртуальные отношения. Далеко не каждый родитель имеет способность правильно регламентировать данный аспект жизни, при этом чрезмерное увлечение самих родителей гаджетами может негативно отразиться на детско-родительских отношениях в дошкольном возрасте.
Родители дают пример подрастающему поколению еще до школы. Они могут настолько погрузиться в виртуальную жизнь, что тратят на нее массу свободного времени. При этом отношения с ребенком строятся по остаточному принципу, хотя именно в дошкольном возрасте ребенку необходимо много внимания.
Современные условия показали, что многие родители считают, что главное — это занять и отвлечь ребенка гаджетами. Так он не будет требовать времени и внимания. Дети в сложившейся ситуации чувствуют себя лишними, заполняя время сообразно своим потребностям и постепенно привыкая к невниманию и недостаточному количеству любви и ласки.
Чаще всего дошкольник, растущий в такой семье, плохо развит физически и интеллектуально, склонен к агрессии, раздражителен, замкнут. Сегодня все чаще наблюдается картина, когда родители по первому требованию дают еще совсем малышу мобильный телефон для его успокоения. Ребенок сразу же прекращает кричать, поскольку получил желаемое.