Психология современной семьи
Психология семьи – это раздел современной психологии, который занимается изучением развития человека в семейном окружении, психологических особенностей внутрисемейных взаимоотношений, а также психологических механизмов адаптации семьи в социуме.
Проблемы, возникающие в современной семье и сама семья, являются объектом исследования психологии, педагогики, социологии, демографии, экономики. В первую очередь психологов интересует динамика эмоциональных отношений в браке, причины распада семей и одиночества в ней, а также особенности семейного воспитания.
В современной семье изменился характер восприятия семейных отношений, личность получила относительную независимость от семьи. Включенность в семью перестала являться необходимым фактором духовного и физического выживания. Центральными в семье становятся не родственные, а супружеские отношения, основанные на свободном выборе.
Проблемам супружества-родительства-родства уделяется больше внимания не только в теории, но и на практике. В работах ученых подчеркивается, что семья, так или иначе, отражает все изменения, которые происходят сегодня в обществе и это притом, что она обладает относительной устойчивостью и самостоятельностью. Однако, несмотря на все потрясения, семья как социальный институт устояла, но, при этом её связи с обществом заметно ослабли.
Данное обстоятельство отрицательно сказалось на семье и обществе. Это ослабление связей сегодня снова испытывает потребность в восстановлении прежних ценностей и в организации практической подготовки молодежи к семейной жизни.
Семейная психология рассматривает разнообразные вопросы – это и проблемы супружеских отношений, родительско-детских отношений, взаимоотношений со старшими членами семьи, диагностику, семейное консультирование, коррекцию отношений. В рамках этих направлений изучения семьи можно получить целостное представление о семье как социальном явлении.
Специалисты семейных отношений исследуют закономерности межличностных и внутрисемейных отношений с позиций влияния на развитие личности – это дает возможность перестраивать семейные отношения и проводить практическую работу с семьей.
В межличностных отношениях основным параметром являются статусно-ролевые различия, психологическая дистанция, валентность отношений, динамика, устойчивость.
Сегодня такая однозначная последовательность – брачность, сексуальность, прокреация не считаются нарушением социокультурных норм, а рождение ребенка вне брака, добрачные сексуальные отношения становятся нормальным явлением.
Материнство не воспринимается многими женщинами в качестве исключительно брачного атрибута, а рождение ребенка 36% женщин считают помехой супружеству.
Сегодня специалисты говорят о прокреативной этике – это социокультурная нормативная система, суть которой состоит в том, что в брак вступать предпочтительно, но необязательно, детей иметь желательно, но их отсутствие не является аномалией, а добрачная сексуальная жизнь совсем не смертный грех.
В развитии психологии семейных отношений есть новое направление – разработка методологических основ, опираясь на которые можно избежать интуитивности, случайности, фрагментарности.
Важный синергетический принцип дает возможность рассматривать динамику семейных отношений с учетом кризисных периодов, с позиций нелинейности.
Ведутся активные разработки семейной психотерапии, опирающейся на научный подход, интегрирующей накопленный опыт и выявляющей общие закономерности терапии семей с нарушениями взаимоотношений.
Современная семья и её типология
Существуют различные подходы к определению типа семьи, ориентирующиеся на различия семейных структур, правового статуса и число брачных партнеров. Так выделяют
- официально зарегистрированные, и незарегистрированные семьи;
- полные или неполные семьи;
- малодетные или многодетные семьи.
Семьи также могут быть:
- родительские;
- прокреационные;
- нуклеарные;
- патернальные;
- матернальные.
В современном обществе на смену патриархальной модели семейных отношений пришла новая модель, которая включает только ближайших родственников – это нуклеарная семья. Данный термин в обиход был введен американским социологом Ж. П. Мурдоком в 1949 г. В составе такой семьи только два необходимых человека – муж и жена.
Также такая семья может быт бездетной или иметь сколько угодно детей.
Моногамные семьи могут:
- быть нуклеарными и расширенными;
- быть бездетными, многодетными, однодетными, малодетными;
- иметь разную структуру – одна брачная пара с детьми и без детей;
- быть с родственниками кого-то из супругов или без них;
- быть с разным составом – отдельная, неполная, простая, сложная, большая;
Помимо того, существуют следующие варианты классификации семей:
- По месту проживания семьи делятся на городские, сельские.
- По социальному составу – на гомогенные, гетерогенные.
- По стажу семьи – молодожены, молодая семья, средняя по возрасту семья, семья со старшим супружеским возрастом, пожилая супружеская семья;
- По удовлетворению потребностей – семья с физиологическим типом потребления, с интеллектуальным типом потребления, семья с промежуточным типом потребления;
- По семейному укладу и быту – семья «отдушина», семья, где центральное место занимают дети, семья спортивного типа, семья, на первом месте которой комфорт во всем;
- Исходя из образа проведения досуга, семья может быть открытой и закрытой;
- По домашним обязанностям – традиционная семья, где все обязанности выполняет женщина, коллективистская семья;
- По распределению власти – семья авторитарная и демократическая.
Психологическое исследование семьи
Выделяется два направления в процедуре психологического изучения семьи – форма беседы-интервью, состоящее из нескольких этапов и второе направление – это комплексное экспериментальное изучение семейных проблем.
Первое направление включает пять этапов – знакомство, определение проблемы, формулирование реальных проблем, определение способов решения проблем, подведение итогов, закрепление понимания проблемы в формулировке психолога.
Первый и частично второй этап психолог проводит в присутствии всех членов семьи.
Для получения полной информации психологу важно установить доверительный контакт со всеми членами семьи. Когда в семье есть больной ребенок, то родители обычно жалуются на проблемы обучения, воспитания и лечение, если такое необходимо.
Бывают сложные проблемы во взаимоотношениях ребенка с матерью и братьями, сестрами, отношения с детьми в детском саду, школе, на улице.
Довольно много примеров, когда дедушка и бабушка жалеют больного ребенка и «заласкивают» его, в других случаях не хотят общаться с больным ребенком и фиксируют внимание на его физических недостатках. В таких случаях ребенок может проявлять агрессию грубость по отношению к ним.
Достаточно сложные отношения могут сложиться с учителями и воспитателями, между родителями.
Изучение таких детей осуществляется с помощью специальных методик в пределах дефектологической науки традиционного подхода.
В области речевой, двигательной, интеллектуальной, эмоционально-волевой сферах психолог может поставить задачу изучения влияния внутрисемейных отношений на формирование личности больного ребенка.
На третьем этапе в содержание работы включается главная цель – на основе анализа полученных данных, происходит определение реальной проблемы.
Что касается четвертого этапа, то психолог предлагает оптимальные способы решения проблемы, среди которых могут быть – правильный выбор программы обучения, организация коррекционной работы с ребенком, обучение родителей навыкам воспитания и формирование адекватных отношений с членами семьи, изменение родительской позиции относительно «бесперспективности» развития ребенка и др.
Помимо основных мер психолог подбирает дополнительные меры для решения основной проблемы.
На последнем этапе проходит подведение итогов первичного психологического исследования семьи. Психологу важно на эмпирическом уровне выявить готовность родителей в преодолении проблем и определить для них степень помощи.