Гендерная психология — это область научного знания, сформировавшаяся на пересечении таких психологических дисциплин, как дифференциальная психология и психология развития.
Понятие и особенности гендерной психологии
Гендерная психология является отраслью психологической науки. Она занимается изучением закономерностей формирования и развития личностных характеристик представителей определенного пола. Эти признаки основаны на половой дифференциации и стратификации (то есть иерархии).
Базовыми аспектами гендерных исследований выступают:
- Половая дифференциация,
- Принципы трансформации гендерной системы,
- Стратификация общества,
- Показатели формирования гендерной идентификации.
Ученые определяют предмет гендерной психологии в широком смысле в качестве определенных особенностей психики, которые связаны с полом. Принято рассматривать 6 разделов, которые входят в состав гендерной психологии. Для каждого из них будет присущ собственный предмет исследования:
- Психология сравнения мужского и женского пола, целью которой является установка специфических особенностей мужчин и женщин;
- Психология женского пола, где в качестве предмета исследования выступают особенности психики, которых нет у мужчин (они связаны с женской физиологией, включают психическое состояние во время менструального цикла, беременности, родов, климакса и др.);
- Психология мужского пола, где в качестве предмета исследования выступают аспекты психики, которых нет у женского пола (например, исследование специфических мужских заболеваний, которые влияют на психику мужчин, психологические факторы смерти мужчин, особенности мужских профессий и групп, в которые не допускаются женщины);
- Гендерная социализация, в которой предмет гендерных исследований представлен социализацией (она состоит в формировании гендерной идентичности и в освоении гендерной роли, включая то, каким образом на данный процесс воздействуют гендерные стереотипы).
- Психология гендерных отношений, включая особенности поведения людей, включенных в однополые и смешанные группы (дружба, секс, супружество);
- Гендерная психология лидерства, включающая различия психологического характера между мужским и женским типом лидерства, основы гендерной социализации лидерства и др.
Задачи гендерной психологии
Все задачи гендерной психологии можно разделить на теоретические и практические. В состав первых из них входит создание концепций и теорий, с помощью которых объясняются закономерности гендерной психологии, особенности взаимоотношений полов, включая причины различия и конфликтных ситуаций. Эти теории имеют в основе результаты анализа проведенных исследований. Они возможны только благодаря работе над методами и методиками исследования гендерных особенностей, а их разработка представляет собой основную задачу науки.
Практические задачи гендерной психологии являются гораздо более широкими и разнообразными. Они объединяются с помощью одного общего критерия – это применение получаемых теоретических знаний в решении вопросов и проблем, возникающих в повседневной жизни общества. Примером может быть использование выкладок гендерной психологии при создании рекламных объявлений, гендерные подходы к семейной терапии или к различным деловым тренингам.
Большую роль наука имеет в процессе социализации детей, включая ее сбои. Гендерные исследования занимаются рассмотрением проблем социализации, самоидентификации, самоактуализации, социальной стратификации и субординации. По этой причине для науки часто характерно обращение к соответствующим методам социологии, психологии, политологии и прочих гуманитарных и социальных предметов.
Методы гендерной психологии
В начале 20 века в рамках гендерной психологии ученые применяли 5 базовых методов исследования:
- Грубую индукцию,
- Эксперимент,
- Дедукцию,
- Биографический метод,
- Анкетирование.
В рамках грубой индукции проводился анализ расхожих житейских высказываний о мужчинах и женщинах. Они были получены от знакомых исследователей. В этом случае можно говорить о низкой надежности результатов, поскольку они основаны на мнениях испытуемых с имплицитными гендерными представлениями о половых различиях, а также аспектах личности женщин и мужчин.
В гендерных исследованиях того времени такой метод как эксперимент не нашел широкого применения. Тогда более популярна была дедукция. В соответствии с этим методом достижения общей психологии, как и сформулированные в ней закономерности, использовались в отношении испытуемых с учетом их пола. Здесь появилась опасность отсутствия учета тех или иных специфических особенностей (в частности, женщин).
В рамках этих исследований изначально выдвигалось предположение, что все испытуемые похожи, подчиняясь общим закономерностям. По аналогии в современной гендерной психологии результаты искажаются по той причине, что, например, для женщин-испытуемых ученые используют методики, оправдавшие себя на испытуемых-мужчинах.
Биографический метод использовали в анализе личностей выдающихся исторических деятелей. Возможности применения к женщинам такого метода имеют ограничение, поскольку среди женского пола не так много известных исторических личностей. Также исторические роли мужчин и женщин в науке освещаются неравномерно, при этом отличия знаменитых и незнаменитых женщин и знаменитых и незнаменитых мужчин нельзя считать одинаковыми. Это обусловлено тем, что женщинам сложнее достичь известности, чем мужчинам.
При проведении анкет важно учесть некоторые особенности испытуемых лиц, в первую очередь, их эмоциональность. Сегодня в гендерной психологии требуется вся система перечисленных психологических методов. Дополнительно они включают наблюдение, интервью, моделирование, тестирование и др.
Тем не менее, не любую методику можно считать пригодной для изучения гендерных проблем. Если сравнивать эффективность решения задач мужчинами и женщинами, то часто нужны задачи, сформулированные на языке, понятном и удобном для двух полов. Они должны быть интересны для мужчин и женщин. Если не учитывать данные аспекты, то это приводит, как правило, к искажению результатов.