Проблемы развития психики - это проблемы, возникающие в процессе закономерного изменения психических процессов, которое происходит во времени и выражается в различных преобразованиях (количественных, качественных и т.д.)
Как выразился Леонтьев в одной из своих статей, психология человека связана с деятельностью конкретных индивидов, которая происходит либо в коллективе, т. е. совместно с другими людьми, либо в ситуации, в которой субъект имеет дело непосредственно с окружающим миром объектов, например, за гончарным кругом или письменным столом писателя.
При всех своих разнообразных формах деятельность человеческой личности является одной из подсистем в системе общественных отношений. Она не существует без этих отношений. Специфическая форма, в которой она существует, определяется теми формами и средствами материального и психического социального взаимодействия, которые возникают в результате развития производства и которые не могут быть реализованы никаким иным образом, кроме как в деятельности конкретных людей. Получается, что деятельность отдельных индивидов зависит от их места в обществе, от условий, которые выпадают на их долю, и от своеобразных, индивидуальных факторов.
Центральный теоретический постулат всей психологии, выведенный из идей Выготского, запечатлён в афоризме: «Чтобы понять поведение, нужно знать историю поведения.» Леонтьев более, чем кто-либо из коллег Выготского, пропорведовал эту идею.
Рассмотрим, как происходила эволюция психики у животных.
Стадия элементарной сенсорной психики
Происхождение живых организмов связано с усложнением их жизнедеятельности. Это осложнение состоит в дифференциации процессов внешней деятельности, которые опосредуют отношения организма с теми свойствами среды, от которых зависит их жизнь.
Дифференциация этих процессов обусловлена эволюционным развитием раздражительности к эффектам, которые выполняют сигнальную функцию (то есть чувствительности). Таким образом, возникает способность к отражению организмом эффектов окружающей действительности в их объективных связях и отношениях, то есть психической рефлексии. Эти формы психической рефлексии развиваются вместе с усложнением структуры организма и в зависимости от развития той деятельности, с которой они возникают. Поэтому научный анализ их невозможен, кроме как на основе обзора активности самих животных.
Какова же деятельность животных, с которой связана простейшая форма их психики? Ее главная особенность заключается в том, что строго закрепленное инстинктивное поведение отнюдь не является начальной стадией развития поведения животного. Второй момент заключается в том, что в действиях на более высоких этапах эволюции также отсутствует инстинктивное поведение, которое не поддается влиянию индивидуальных условий жизни животного. Строго говоря, это означает, что в целом не существует поведения, которое было бы зафиксировано раз и навсегда, и оно следует только заранее подготовленной схеме, изложенной ранее.
Еще более очевидным является тот факт, что так называемое индивидуальное поведение животных, в свою очередь, формируется на основе инстинктивного поведения видов и не может возникать иначе. Можно только утверждать, что врожденные механизмы играют большую роль у некоторых животных, а индивидуальный опыт у других. Это различие, однако, также не отражает реального характера развития психики в мире животных. Скорее это указывает на специфическую характеристику некоторых довольно ограниченных линий эволюции животных. Врожденное поведение наиболее отчетливо проявляется у насекомых.
Различие в типе механизмов, которые реализуют адаптацию животных к изменениям в окружающей среде (например, относительный перевес рефлекса, инстинкта или причины), таким образом, не может служить единственным критерием эволюции их психики. Важно не только то, каким образом изменяется поведение, но, прежде всего то, каково само его содержание и внутренняя структура, и какие формы отражающей реальности естественным образом связаны с ними.
Стадия воспринимающей психики
Следующий после стадии элементарной сенсорной психики, второй этап эволюции, можно назвать этапом воспринимающей психики. Она способна отражать внешнюю, объективную реальность уже в форме отражения вещей, а не в виде ощущений, вызванных отдельными свойствами или их сочетанием.
Переход к этому этапу эволюции психики связан с изменением структуры деятельности животного, уже подготовленной на предыдущем этапе. Это изменение состоит в содержании этой деятельности, уже упомянутой выше, которая в сенсорной психике связана с условиями (то есть, свойствами) окружающей среды, а не с самим объектом, на которое направлена деятельность животных.
Таким образом, восприятие все еще полностью включено во внешние двигательные операции животного. Обобщение и дифференциация, синтез и анализ происходят в одном процессе.
Стадия интеллекта у животных
Психика большинства млекопитающих остается на стадии воспринимающей психики, но наиболее высокоорганизованные млекопитающие достигли еще более высокой (умственной) стадии эволюции. Организмы на стадии интеллекта могут отражать объекты и отношения (в том числе социальные) между другими организмами. Именно с помощью этого нового интеллектуального средства их способность изучать эти отношения (т.е. делать обобщения, а также адаптировать эти обобщения к новым обстоятельствам) расширяется по объему.
Эта новая, более высокая стадия обычно называется стадией интеллекта (или «ручного мышления»).
Разумеется, интеллект животных не совсем совпадает с разумом человека. Стадия животного интеллекта характеризуется очень сложными формами отражения реальности.
Изучение интеллекта высших приматов показывает, что мышление человека имеет свою настоящую подготовку в животном мире и что в этом отношении нет непреодолимой пропасти между человеком и его предками-животными. Отмечая естественную преемственность в эволюции психики у животных и человека, однако, ни в коем случае нельзя преувеличивать их сходство, как это делают некоторые современные зоопсихологи, которые пытаются в своих экспериментах с обезьянами продемонстрировать предполагаемую древность и естественность такого рода интеллектуального поведения как работу за плату.