Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Оценка социально-психологического климата в коллективе

Определение 1

Социально-психологический климат коллектива – это показатель комплексного и интегрированного характера, с помощью которого отражается внутреннее состояние группы в целом, а не просто сумма ощущений ее участников. Главный критерий оценки представлен способностью достижения совместных целей.

Необходимость оценки социально-психологического климата

В последнее время исследования социально-психологического климата в коллективе становятся все более востребованными и популярными. Это обусловлено тенденциями усложнения взаимоотношений и ростом требований к профессионализму персонала.

Замечание 1

Благоприятный климат в коллективе способствует росту эффективности совместной работы, а неблагоприятные отношения ведут к высокой текучести кадров, росту количества конфликтных ситуаций, снижению эффективности труда и в целом ухудшению репутации компании.

Чаще всего руководство замечает уже наступившие последствия, не догадываясь о причинах их возникновения. Бывает и так, что руководитель не видит настоящих причин ухудшения работы коллектива, направляя усилия не в том направлении, что приводит к ухудшению ситуации.

Управленцы и психологи должны обращать внимание на текущее состояние социально-психологического климата. На основе оценки и результатов исследования специалисты принимают необходимые меры по улучшению климата. Предусмотрено много методик, позволяющих провести исследование социально-психологического климата в организации.

Факторы формирования социально-психологического климата и задачи его оценки

В качестве основных факторов формирования социально-психологического климата в коллективе, выступают:

  • Эмоциональное отношение персонала к собственной работе;
  • Отношения, возникающие между работниками в коллективе;
  • Отношения, которые возникают между подчиненными и руководством;
  • Служебно-бытовые факторы, зависящие от организации труда;
  • Материальные факторы поощрения труда экономического характера.
«Оценка социально-психологического климата в коллективе» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Если цель исследования заключается в анализе и оценке социально-психологического климата в коллективе, то для этого необходимо решение нескольких задач:

  • Определение эмоционального отношения персонала к собственной деятельности в целом;
  • Выявление характера отношений между работниками в рамках коллектива;
  • Выявление характера отношений между руководителем и подчиненными;
  • Определение степени удовлетворенности персонала служебно-бытовыми факторами организации труда;
  • Определение степени удовлетворенности экономическими (материальными) факторами поощрения труда.

После того, как сформулированы цели и задачи исследования, специалисты в области оценки должны произвести выбор метода, с помощью которого будет проводиться сбор информации. Чаще всего в этой сфере применяют опросы в виде анкет в качестве самого быстрого и достоверного метода сбора данных в средних и крупных по числу человек коллективах. Этот метод, при условии соблюдения всех нюансов, показывает высокую гарантию искренности ответов.

В последнее время популярными становятся онлайн-опросы, которые удобны не только быстротой по причине использования автоматизированной системы, но и обеспечением необходимых условий для успешного осуществления опроса.

Методики исследования и оценки климата в коллективе

В целом все социометрические тесты дают возможность выявить неформальных лидеров в группе, обнаруживая имеющиеся групповые сплоченности в нем и выявляя степень сплоченности. Любой практикующий психолог или социолог порекомендует проводить социометрический тест в тех коллективах, в которых работники сотрудничают более полугода. Это обусловлено тем, что только в этом случае тест будет иметь показательный результат.

В первую очередь рассмотрим социометрический тест, разработанный Морено, который применяют с целью выяснения и анализа эмоциональных связей в коллективе. С его помощью выявляются симпатии или антипатии членов коллектива.

Респонденты должны ответить на несколько вопросов, которые касаются их отношений с другими участниками группы. В поле с ответом вписываются фамилии коллег, которые респондент выбирает по указанному критерию. Рекомендовано использовать около 8 - 10 критериев, отобранных в соответствии с принципом значимости каждого из них для конкретного коллектива.

Для вычисления индекса групповой сплоченности используют специальную социоматрицу в виде таблицы, которая включает фамилии участников коллектива. Для вычисления показателя групповой сплоченности используется специальная формула.

В практической деятельности социометрический метод используют для исследования социально-психологического климата в небольших коллективах, численностью не выше 15 – 20 лиц. Психологами рекомендуется применение этого метода для получения сведений об отношениях внутри группы, что даст возможность наладить отношения и оптимизировать рабочий процесс.

Психологическая атмосфера в коллективе часто исследуется по методу А. Ф. Фидлера. Его особенность заключается в использовании семантического дифференциала. Здесь респонденты должны ознакомиться с 8 парами слов, противоположных по смыслу, отнеся ответ ближе к тому, которое точнее отражает атмосферу в коллективе.

Методика Фидлера дает только описательные характеристики климата в коллективе, его общие аспекты. Для более глубокой и полной оценки данная методика может сочетаться с социометрическими тестами, что даст возможность определить более конкретные и точные рекомендации для определенного коллектива.

Еще один метод оценки – определение индекса групповой сплоченности Сишора. Групповая сплоченность представляет собой наиболее важный параметр, который отражает степень интегрированности коллектива. Ее можно оценить по методике Сишора, с помощью которой определяется степень сплоченности или разобщенности группы.

Психологи считают, что данная методика целесообразна для исследования социально-психологического коллектива в случае, когда численность участников коллектива не превышает 40 человек. Если же проводится оценка более крупных коллективов, то рекомендуют применять метод для вычисления индекса групповой сплоченности по отделам (подразделениям), анализируя климат именно по группам.

Дата последнего обновления статьи: 19.01.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot