Педагогический конфликт — это возникновение противоречий в ходе обучения. В его процессе определяется лидерство между конкретным учеником и педагогом.
Сущность педагогических конфликтов
Педагогическая конфликтология представляет собой практико-ориентированное направление в рамках педагогической науки. Ее цели заключаются в исследовании характера и причин педагогических конфликтов, разработке методов их разрешения и регулирования.
В современных образовательных учреждениях проблема взаимодействия между участниками педагогического процесса приобретает все большую остроту. В сегодняшних условиях педагоги должны обладать компетенциями, позволяющими осуществлять предупреждение и разрешение конфликтных ситуаций в образовательном пространстве.
В число психологических конфликтов, возникающих между учителем и учащимися можно также включить конфликты, имеющие этическую почву. Примером может быть противоречивое требование учителя, авторитарные способы подчинения и др.
Педагогические конфликты могут иметь открытый и скрытый характер.
В начальной школе большая часть конфликтных ситуаций, развивающихся между ребенком и взрослым, протекает от лица ребенка и имеет скрытый характер. Это обусловлено тем, что ребенок не готов к открытому противостоянию, что часто выливается в переживания по поводу нарушений отношений с родителями или учителем по причине невозможности предпринять необходимые действия.
Конфликтные ситуации способны привести к нарушению здоровья ребенка или успешности его деятельности. При этом учащийся не предпринимает абсолютно никаких конфликтных действий в отношении людей, значимых для него. У детей в подростковом возрасте, напротив, уже появляется склонность к социальным конфликтам. Они быстро переносят возникшие противоречия в сферу активной конфронтации.
Особенности объективных причин педагогических конфликтов
Педагогический конфликт представляет собой особое социальное явление. В принципе, оно является естественным для такого динамичного социума, которым считается современное образовательное учреждение. Педагоги в своей работе должны учитывать индивидуальные и психологические, а также возрастные особенности личности учеников. Они должны принимать ко вниманию социальную ситуацию его развития, имея представление о социальном окружении детей (семья, интересы, внеучебная деятельность).
В состав объективных причин педагогических конфликтов можно включить:
- недостаточную степень удовлетворения основополагающих потребностей ребенка;
- противопоставление функциональных и ролевых позиций ученика и учителя;
- существенное ограничение степени свободы;
- различия в жизненном опыте, представлениях и ценностях, принадлежность к различным поколениям;
- зависимость учеников от учителей;
- потребность в оценивании учащихся учителями;
- игнорирование личных проблем учеников в рамках формализованной образовательной системы;
- множественность ролей, которые ученики должны играть по причине разных требований, предъявляемых к нему;
- различие, возникающее между учебным материалом и явлениями, объектами реальной жизни;
- наличие социальной нестабильности и др.
Существует большое число педагогических конфликтов, но чаще всего они возникают по причине связи между позицией учителя и управленческим стилем (организаторская деятельность). Также это может быть стратегия взаимодействия педагогов в процессе развития педагогического конфликта и их социальная роль в коллективе, оказывающая влияние на обострение межличностных отношений.
Роли учителя во время конфликтов
В текущих конфликтных ситуациях учительскую позицию определяет ведущее эго-состояние. Каждый участник при этом может занять одну из трех позиций: Ребенка, Родителя или Взрослого.
Рассмотрим случай, когда учитель занимает позицию Ребенка, которую определяет благодушное состояние, но намеревается сделать ученику строгий выговор. Последний будет реагировать не на слова педагога, а на его эго-состояние.
Стиль организаторской деятельности педагога определяет позиция, при этом стиль, в первую очередь, коррелирует с эго-состоянием. Для ролей присущи следующие особенности:
- Родитель придерживается авторитарного стиля и поведения;
- Взрослый придерживается демократического стиля;
- Для Ребенка характерен попустительский стиль.
Конфликты проявляются при любой позиции, которую занимает учитель, пытающийся разрешить противоречие с помощью выбранной стратегии взаимодействия. Опытный состоявшийся учитель, осуществляя взаимодействие с учеником, пользуется в большинстве случаев стратегией компромисс-сотрудничество.
Стратегия, предполагающая сотрудничество и компромисс, является наиболее трудной в воплощении на практике. По этой причине педагог может использовать для решения проблемы прямое психологическое подавление учеников. Эта стратегия представляет собой соперничество.
Стратегия соперничества может быть выражена в позиции утверждения неизменной правоты учителя и его уверенности в себе. Учащиеся в этом случае могут начать ощущать собственную неполноценность. Иногда педагогические работники для исключения конфликтных столкновений и для приспособления к ученикам, могут придерживаться стратегии приспособление-избегание.
Избегание конфликтных ситуаций чаще всего связано с тем, что взрослые люди не могут правильно сформулировать и предъявить свои требования к воспитанникам. Тем не менее, бывают и такие ситуации, когда данная стратегия наиболее целесообразна для разрешения проблем.
Многие процессы, которые происходят в обществе и в педагогической деятельности, представляют собой проблемы коммуникативной культуры. По этой причине важную роль играет внедрение в педагогическую практику сберегающих здоровье технологий. Они способствуют снижению конфликтогенных факторов и развивают позитивные взаимоотношения в формальных и неформальных структурах школьного и вузовского социума.