Сущность нейропсихологии
Нейропсихология – это научная область, которая занимается исследованием взаимосвязи между мозгом и поведением человека.
Основная цель нейропсихологии - понять, как работает мозг, а также как он влияет на умственные процессы и поведение. В задачи нейропсихологии входит диагностика и лечение когнитивных и поведенческих последствий различных неврологических расстройств. Таким образом, она объединяет знания неврологии и психологии.
Большинство открытий нейропсихологии были получены путем изучения травм и наблюдения за тем, какого поведения придерживается человек после получения повреждения в определенной области мозга.
Нейропсихология является междисциплинарной наукой и находится на стыке нескольких дисциплин. Так, например, от психологии она получила результаты изучения когнитивного, поведенческого и эмоционального состояния человека, а из нейробиологии - свои теоретические основы, знания о структуре и функционировании нервной системы, а также о возможных патологиях или аномалиях нервной системы. Таким образом, часть знаний нейропсихологии исходит из психологии, анатомии, биологии, физиологии, психиатрии, фармакологии и т.д. Высшие когнитивные процессы, которые происходят в коре головного мозга, являются основной исследования нейропсихологии, например:
- внимание,
- память,
- язык,
- визуально-пространственные функции и т.д.
История нейропсихологии
Нейропсихология - современная наука, которая развивалась с середины двадцатого века. Сложно выделить какого-то определенного человека в качестве родоначальника нейропсихологии в целом. Если рассматривать Российскую Федерацию, то здесь ее основы были заложены А. Р. Лурией. А термин «нейропсихология» был впервые опубликован в словарях в 1893 году. В то время под нейропсихологией понимали дисциплину, стремящуюся соединить психологические наблюдения за поведением с неврологическими за нервной системой. Тем не менее, термин использовался очень редко и получил свое распространение лишь в 1930 году, когда Хебб использовал его в своей книге.
Термин стал более популярным, когда Ганс Л. Тойбер представил свою работу «Нейропсихология» на Конгрессе Американской психологической ассоциации по диагностике и психологическим тестам в 1948 году.
В период между 1950 и 1965 годами нейропсихология человека получила большое развитие. Термин стал использоваться повсеместно с появлением двух специализированных международных журналов: «Нейропсихология», основанным во Франции в 1963 году Генри Гекаеном, и «Cortex», основанным Эннио де Ренци в 1964 году в Италии. Были созданы различные общества. Например, Международное нейропсихологическое общество и Отделение нейропсихологии в Соединенных Штатах.
Можно разделить историю нейропсихологии на четыре периода.
Доклассический период до 1861 года. Этот период начинается с ранних упоминаний о когнитивных изменениях, связанных с повреждением головного мозга, которые были зафиксированы в Египте примерно в 3500 году до нашей эры. Продолжается он теориями Франца Галла. Этот автор утверждал, что человеческий мозг имеет отделы, которые обуславливают наличие различных интеллектуальных и моральных качеств. Форму черепа, головы и лица считали показателями личности, интеллекта или криминальных тенденций. Была проведена одна из самых важных попыток связать поведение человека с особенностями нервной системы.
Классический период (1861-1945). На этом этапе формируется понимание, что между интеллектуальными возможностями и объемом мозга существует прямая связь. В этот период у Поля Брока появляется пациент Тан, который перенес инсульт и в результате у него нарушилась способность говорить. Брока после его посмертного обследования определил, что поражение в задней лобной области может повлиять на способность говорить. Также он смог привлечь внимание своих коллег к этой проблеме, указав, что при изменении левого полушария мозга у пациента была потеряна речь. В этот же период произошло еще одно знаменательное событие: публикация докторской диссертации Карла Вернике в 1874 году. В ней говорилось, что если определенные зоны мозга были повреждены или соединения были прерваны, афазия может вызвать различные речевые проблемы. Вернике также определил несколько типов афазии, которые можно разделить клинически в зависимости от места повреждения головного мозга. Работа Вернике привела к появлению ряда схем и классификаций различных нейропсихологических синдромов. В ней утверждалось, что существуют определенные зоны мозга, которые связаны с определенными психологическими действиями.
Послевоенный период (1945-1975). Этот период начинается после Второй мировой войны. Из-за большого числа пациентов, пострадавших на войне и получивших черепно-мозговые травмы, требовалось больше число специалистов для проведения диагностических и реабилитационных процедур. На этом этапе вышла в свет книга А. Р. Лурии, опубликованная в 1947 году. В ней он предложил несколько теорий о церебральной организации речи и ее патологиях, основанных на наблюдениях раненых на войне пациентов. Согласно Лурии, психологические процессы, такие как внимание или память, представляют собой сложные функциональные системы. Он не считал, что определенная часть мозга отвечает за определенную функцию. Скорее, по его мнению, можно было выделить одновременное участие нескольких областей коры головного мозга в реализации одной и той же функции.
Лурия считается родоначальником отечественной нейропсихологии.
Также можно выделить работы Гешвинда. Он предложил объяснение кортикальных синдромов на основе аномалий в передаче информации между различными центрами коры головного мозга.
Современный период (с 1975 года). Этот период отмечен появлением изображений мозга, созданных с помощью компьютерной томографии, которая стала революцией в нейронауке. Это позволило переопределить и прояснить многие концепции. Благодаря этим технологиям стало возможным определить существование других областей, которые не являются «классическими» в нейропсихологии и которые участвуют в когнитивных процессах.
Прогресс в развитии нейропсихологии ускоряется день ото дня, и это можно наблюдать по неуклонному увеличению международных научных публикаций. Сфера действия нейропсихологии значительно расширена. Сегодня в ней также изучаются проблемы развития детей, старения и т.д.