Сущность и виды нетрадиционных форм работы с целью коррекции речевых нарушений
Нарушения речи – это различные расстройства речевой деятельности, препятствующие полноценному речевому общению и социальному взаимодействию.
В настоящее время в логопедии используется достаточно обширный арсенал нетрадиционных форм коррекции речевых нарушений. Это связано с тем, то нетрадиционные формы становятся перспективным средством в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими разнообразные речевые нарушения.
Одним из преимуществ нетрадиционных форм работы является то, что они не требуют особых усилий при подготовке и организации логопедических занятий, но при этом достаточно активно стимулируют процесс коррекции речи и способствуют общему оздоровлению ребенка. Кроме того, нетрадиционные формы позволяют сделать логопедические занятия достаточно интересными, познавательными и привлекательными для детей.
На сегодняшний день разработано и активно используется достаточно большое количество разнообразных нетрадиционных форм воздействия на детей с нарушениями речи. В этой связи все формы принято подразделять на две основные группы:
- Методы и средства, которые непосредственно направлены на развитие речи ребенка и коррекцию имеющихся у него речевых нарушений и отклонений.
- Методы и средства, которые оказывают опосредованное влияние на развитие и коррекцию речи детей.
Применение нетрадиционных форм работы при коррекции речевых нарушений нельзя считать изолированным, самостоятельным и самодостаточным.
Характеристика основных видов нетрадиционных форм работы
Основные формы нетрадиционной работы в коррекции речевых нарушений:
Фитотерапия – это коррекционная работа с использованием различных лекарственных растений. Данная форма работы в коррекции речевых нарушений считается наиболее эффективным при речевых аномалиях, восстановлении физической и умственной работоспособности, астенического синдрома, вялости, усталости, а также при профилактике нарушений и расстройств памяти, устранения нервозности. При фитотерапии используются настои из разных частей лекарственных растений (цветы, плоды, корешки и т.д.).
Фитотерапия оказывает положительное влияние не только на коррекцию речевых нарушений, но и на общее психическое и физическое состояние ребенка.
Ароматотериапия – это народный опыт по использованию различных запахов, способных оказывать положительное влияние на настроение и работоспособность человека, адаптированный и усовершенствованный современными учеными. При ароматотерапии используются разнообразные эфирные масла, которые оказывают положительное влияние на нервную систему ребенка, успокаивая его и настраивая на нужный лад. Помимо успокоения, могут быть использованы аромомасла, которые напротив, оказывают тонизирующее действие.
Чаще всего ароматотерапия используется в работе с гиперактивными детьми, в сочетании с музыкотерапией.
Музыкотерапия – это прослушивание разнообразных музыкальных произведений, позволяющих настроить ребенка на нужный лад (успокоить, поднять настроение и т.д.).
Музыкотерапия является достаточно известным способом, который использовали еще в Древней Греции, для изменения физического и душевного состояния человека. В настоящее время, в рамках данной формы коррекционной работы с речевыми нарушениями, используются такие не только музыкальные произведение, но и музыкальные звуки (плеск волн, шелест листьев, шум дождя и т.д.).
Цель коррекционных логопедических занятий с использованием музыкотерапии: создание благоприятного эмоционального фона занятия, стимулирование сенсорных процессов и способностей, растормаживание речевой деятельности и функции.
Хромотерапия – это коррекционные логопедические занятия, с использованием разнообразных цветовых гамм. В настоящее время учеными доказано, что цветовая гамма способна оказывать на человека определенное воздействие. Например, синий цвет – успокаивает и расслабляет; фиолетовый цвет – угнетает и снижет настроение красный активизирует и стимулирует работоспособность и психические процессы.
Литотерапия – это нетрадиционная техника, которая основана на терапевтических свойствах камней и минералов. Минералы обладают различной теплопроводностью, теплоемкостью, магнитными свойствами и т.д. В этой связи они способны оказывать физиотерапевтическое воздействие на организм человека. Так, в коррекционной логопедической работе чаще всего используются следующие виды минералов: александрит – успокаивает нервную систему, создает радостное настроение; малахит – способствует улучшению сна; родонит – улучшает память, укрепляет иммунитет, снимает стрессовое напряжение.
Песочная терапия – использование на коррекционных логопедических занятиях разнообразных игр с песком.Игры с песком представляют собой отличный вариант развлечений с обучающим эффектом. Они могут быть использованы как самостоятельное терапевтическое средство, а также как средство по созданию необходимой атмосферы и установлению между ребенком и логопедом доброжелательных и доверительных отношений. В коррекционных логопедических занятиях может быть использован как сухой, так и влажный песок. Сухой песок можно пересыпать, рисовать на нем, формировать горки и т.д. Влажный песок в основном используется для построек. Как вспомогательные средства в играх с песком используются мелки фигурки животных, формочки, лопатки, ведерки и т.д.
Игры с песком можно организовать не только в теплое время года, непосредственно на улице, но и в холодное время года в помещении, в специально организованном для этого месте. Для занятий в помещении используется заранее подготовленный и очищенный речной песок, который хранится в закрытых контейнерах. Кроме того, может быть использован специальный кинестический песок, который обладает свойством не рассыпаться, имеет яркий цвет и привлекательный вид.
Таким образом, в настоящее время в логопедии используется достаточно большое количество разнообразных нетрадиционных форм коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения. Данные формы имеют не только положительный эффект, но и делают занятия привлекательными и интересными для детей.