Сущность понятия «национализм»
Национализм – это идеология, основа которой заключается в тезисе о ценности нации как высшей формы общественного единства, её первичности в государствообразующем процессе.
Специалисты понимают и изучают национализм с двух позиций и в двух смыслах. Во-первых – это политика, в основании которой лежит исключительность своей нации и её превосходство над остальными и, во-вторых – это определенное стремление к национальной независимости, созданию национального государства.
А.Конт-Спонвиль, например, рассматривает национализм как антидемократический процесс, подверженный ксенофобии. По его убеждению национализм является извращенной формой патриотизма, которая принимает абсурдные и нелепые очертания.
Отечественный словарь терминов и понятий дает национализму такое определение – это идеология, политика, социальная программа и практика, основу которых составляет идея национальной исключительности. Это стремление все государственные, политические, социально-экономические, духовные проблемы решать с позиции преобладания национального фактора в ущерб «чужим» нациям.
Словарь под редакцией Г.В. Осипова и Л.Н. Москвичева, рассматривает национализм в качестве чувства приверженности своей нации, а в государствах однонациональных он совпадает с чувством патриотизма.
В советской литературе было принято считать, что идеология национализма была создана с целью установления классового мира внутри нации, т.е. создана искусственно для конкурентной борьбы против других наций. На самом деле национализм возникает спонтанно и повсеместно, образуя ядро национального сознания, где национальные ценности ставятся выше других. Исследуя феномен национализма, Н.А. Исмуков, считает, что он рождается на базе национального самосознания, а вопрос о его существовании и функционировании довольно дискуссионный.
Некоторые исследователи под национальным самосознанием понимают один из элементов национальной психологии.
Отечественный специалист в этой области О.Е. Хухлаев говорит о том, что национализм и патриотизм являются исключительно политизированными феноменами. Надо сказать, что эти феномены на уровне обыденного здравого смысла различаются – «патриотизм – это хорошо», а «национализм – скорее плохо».
Опорой национализма являются следующие приоритеты и установки:
- суверенное право нации на самоопределение;
- право нации сформировать свое государство;
- нация выступает источником политической власти, и каждый член нации имеет право непосредственного участия в политическом процессе;
- национальная самоидентификация, необходимость общности языка и культуры всего населения, проживающего в пределах единой административно-территориальной единицы;
- солидарность на почве братства и любви;
- нация является высшей ценностью, и задача государства удовлетворить потребности всей нации в целом;
- возможность доступа к образованию каждого члена нации.
Советские и российские исследования проблемы национализма
Что касается современной России, то определить источник «русского национализма» довольно сложно, потому что высказывания исходят из разных мест и пространств.
Национализм поддержавших патриотический призыв «Единой России», объединяющий ностальгию по СССР и постсоветские реалии. Существует национализм малообеспеченной и малообразованной молодежи, который проявляет себя в актах насилия скинхедов и национализм городского среднего класса. Этот национализм появился в последнюю очередь и имеет проевропейский и демократический характер, но, в то же время, является ксенофобским, поскольку его выразителем стали национал-демократы.
В странах, вновь возникших на руинах СССР, социальные и политические потрясения интерпретировались как «пробуждение» народов, находившихся под гнетом России. Это гнет назвали «шовинистическим». Национализм в это время рассматривался в рамках бинарной схемы – национализм не русских народов, считался «здоровым», равно как и «народные фронты» горбачевской эпохи, а национализм русских определялся как самодержавный, консервативный, колониальный. Символом этого национализма стала основная организация русских националистов – антисемитская «Память».
А.С. Муканова в своем исследовании отмечает, что место и роль национализма в советские годы определялись силой, враждебной социализму и интернационализму. Национализм критиковали в соответствии с идеями К. Маркса, Ф. Энгельса, В. Ленина, И. Сталина. Сталинское определение нации, сформулированное в 1913 г и впоследствии уточненное, стало догмой в советском обществознании на долгие годы. В хрущевское время нацию стали рассматривать в более широких рамках.
Исследование национальных проблем с конца 80-х годов отходят от традиционной советской методологии, появляется доступ к концептуальным разработкам западных ученых. В дискуссии об этнонациональном устройстве России активно включались философы, политологи, антропологи.
В российской науке и психолого-политической практике термин «национализм» использовался в негативном смысле, «буржуазному национализму» противопоставлялся «пролетарский интернационализм».
Изменившаяся методологическая парадигма дала возможность использовать не только западные типологии национализма, но и предложить свой вариант, отражающий реалии России.
Традиции изучения национализма на постсоветском пространстве и в пределах России на первый план выводят функцию политической мобилизации – для такого подхода есть как объективные, так и субъективные основания:
- Объективные основания – специфика государственного устройства бывшего Союза, сохраняющаяся и сегодня – это двойной принцип государственно-политического устройства.
- Среди субъективных факторов – укоренившееся в сознании народа негативное отношение к этому явлению.
Эмпирическое исследование по выявлению трансформации патриотизма в национализм в зависимости от уровня психосоциального развития личности, позволило сделать следующие выводы:
- одним из феноменологических проявлений процесса являются этнонациональные установки личности;
- содержание этих установок напрямую связано с результатами разрешения базисных кризисов психосоциального развития.
Этнические стереотипы и предрассудки
Этнические стереотипы и предрассудки в мире, движущемся к глобализации, являются чрезвычайно актуальными. Знание народов друг о друге, несмотря на огромный объем информации, содержит много белых пятен. Люди воспринимаются в зависимости от того, как мы их классифицируем по принадлежности, социально-экономическому классу, группе, по их демографическим характеристикам – полу, цвету кожи, возрасту и др.
В повседневной жизни человек не всегда владеет достаточной информацией о тех событиях, по которым высказывает свое мнение и дает оценку, поэтому поступает шаблонно, в соответствии со сложившимся стереотипом. Явление стереотипизации является характерной особенностью переработки личностью внешнего воздействия. Это явление связано со стремлением человека полученную информацию в своем сознании «разложить по полочкам», для чего необходимы определенные критерии.
Эти критерии сознание человека стремится упростить, чтобы расширить рамки категорий для того, чтобы можно было вместить больше явлений. Традиции и привычки закрепляются с помощью стереотипов, которые в этом плане выступают как средство защиты психического мира личности и самоутверждения. Стереотипы являются своеобразной крепостью, стоящей на страже собственных традиций. Под их прикрытием человек чувствует себя безопасно.
Понятие «стереотип» довольно часто употребляется как синоним слов «шаблон» или «стандарт». Являясь однозначным, он делит мир только на две категории – «знакомое» и «незнакомое». «Знакомое» становится синонимом «хорошего» а «незнакомое» – синонимом «плохого». Объекты выделяются стереотипами так, что слегка знакомое становится очень знакомым, а малознакомое воспринимается остро враждебным. Это говорит о том, что стереотип несет в себе оценочный элемент.
Большое количество стереотипов возникает стихийно.
Что касается этнических предрассудков, то человек их имеющий, найдет массу примеров, подтверждающих его точку зрения.
Если личный опыт противоречит стереотипу, то это воспринимается как исключение. Например, есть случаи, когда ярые антисемиты имели друзей среди евреев – логика простая - исключение из правила подтверждает само правило.
Враждебное отношение к какой-либо этнической группе и её обычаям подкрепляется, якобы, отрицательными чертами этой группы, а эти же черты, взятые безотносительно к данной группе, отрицательной оценки не вызывают.
Интересно, что объяснения враждебности не только могут меняться, но могут и противоречить друг другу, однако сама враждебность остается.
Стереотипную установку ослабляет непосредственное общение с человеком другой расы или национальности.
Предубеждения, порожденные межнациональными конфликтами, из общественной психологии выветриваются не сразу. Они, вроде бы, исчезли и забылись, но, при определенных трудностях дают о себе знать и вовлекают отсталые слои населения.