Мышление роста – это тип мышления, при котором человек постоянно задается вопросами, как улучшить себя, свою жизнь, окружение.
Помогающее поведение – это действия, направленные на благо других и не предполагающие какого-либо вознаграждения.
Психотерапевтические концепции К. Роджерса
К. Роджерс в ходе своей исследовательской деятельности разработал собственную теорию личности, в рамках которой им была впервые введена система понятий о создании и изменении у человека представлений о самом себе и об окружающих его людях. Кроме того, в рамках этой же системы К. Роджерс разработал психотерапию, которая была направлена на оказание человеку помощи по изменению себя и своего отношения к другим людям.
Основой теории личности К. Роджерса является уникальность личности каждого человека. Под уникальностью понимается индивидуальный личностный опыт, который у каждого человека свой и его невозможно повторить.
Восприятие мира каждым человеком уникально, а созданный им внутренний мир может либо совпадать, либо не совпадать с реальностью.
Ядром личности является позитивная и стремящаяся к продвижению вперед личность. Движение вперед – это личностный рост, укрепление достигнутых вершин. Такой процесс, К. Роджерс считал естественным. Однако не каждый человек, обладает всеми необходимыми качествами, поэтому очень важно своевременно оказать позитивную психологическую помощь по раскрытию и актуализации мышления личностного роста.
Мышление личностного роста
В соответствии с теорией К. Роджерса, выделяют два типа мышления:
- Фиксированное мышление – это тип мышления, в соответствии с которым человек считает, что он такой, какой есть и его невозможно изменить. В данном случае создается предпосылка на ряд жизненных проблем. Так, человеку кажется, что он бы мог добиться в жизни большего, но не справился, ему помешали различные проблемы. Если даже человек и предпринимает какие-либо попытки по изменению своей жизни и достижению определенного личностного роста, то с самого начала он относится к этой затее скептически, считая ее безнадежной.
- Мышление роста – человек, обладающий данным типом мышления, верит, что он может стать лучше, добиться в жизни больших высот, стоит ему только приложить усилия. Люди с типом мышления роста, значительно превосходят людей с фиксированным типом мышления, даже если они обладают более низким уровнем интеллекта. Основной особенностью людей с мышлением роста является то, что любые жизненные трудности они воспринимают как уникальную возможность научиться чему-то новому, получить важный опыт.
В своих исследованиях К. Роджерс подчеркнул, что важно именно мышление, а не интеллект. Так, человек, наделенный высоким интеллектом уверен в себе и своих силах ровно до того момента пока ему все легко удается. Решающим фактором является встреча с проблемами, неудачи и неуспешность в их решении. В тоже время, человек с мышлением роста, «встречает» сложные ситуации и неприятности с «распростертыми объятиями», воспринимая их как переход к чему-то новому, возможность достичь новых высот.
Таким образом, люди с мышлением роста воспринимают жизненные трудности и неудачи как источник нового опыта и информации. В тоже время человек с фиксированным мышлением воспринимает трудности как личную неудачу, неумение решать проблемы и собственную несостоятельность.
Вне зависимости от того, каким типом мышления обладает человек, при желании можно развить у себя необходимое мышление роста. Для этого К. Роджерсом была разработана специальная программа помощи.
Помогающее поведение
Один из основных способов оказания помощи людям с фиксированным мышлением является помогающее поведение.
Помогающие поведения (К. Роджерс) – это отношения, в которых хотя бы одна из сторон имеет намерение оказать помощь другой стороне в личностном росте и развитии, налаживании эффективной жизнедеятельности, обретении зрелости и умении налаживать необходимые контакты с другими людьми.
То есть, помогающее поведение представляет собой организацию помогающих отношений, в рамках которых у одной стороны или у обеих сразу повышается самооценка, формируются умения выражать собственный внутренний потенциал, а также умения использовать на собственное благо и благо окружающих свои внутренние потенциальные возможности.
Помогающее поведение, подразумевает организованные отношения по типу «один-один». Однако в некоторых случаях возможны и отношения «один-группа», в которых группа – это несколько помогающих.
Проведенные К. Роджерсом исследования показали, что при организации помогающего поведения, взаимодействие, оказываемое на пациентов, не должно быть связано с личностью терапевта. То есть, терапевту необходимо прилагать свои профессиональные знания и умения, но при этом его личные чувства и качества не должны оказывать влияние на ход психотерапии. Для этого, терапевту необходимо быть «нейтральным» в отношениях с клиентами.
Таким образом, помогающее поведение исключается в том случае, если терапевт взаимодействует с пациентами, но при этом сам выступает не как личность с конкретными установками, а как сочувствующий и часто меняющий условия терапии человек. Важно найти и соблюсти ту грань, при которой помогающее поведение будет действительно эффективным и помогающим.
После проведения анализов и многочисленных исследований К. Роджерс делает вывод: «Отношение и чувства терапевта более важны, чем его теоретическая ориентация. Его методы и средства менее важны, чем его отношение к клиенту. Также стоит заметить, что не менее важно, как клиент воспринимает отношение и методы терапевта. Именно это восприятие оказывается решающим». К. Роджерс подчеркивает, что «оптимальные помогающие отношения - это отношения, которые может установить только психически зрелый человек». Или, выражаясь по-другому, возможность создавать отношения, способствующие развитию других в качестве независимых индивидов, измеряется уровнем развития психотерапевта.