Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Тесты интеллекта

Представления об интеллекте

Как объект научного исследования понятие «интеллект» было введено в психологию в конце XIX века антропологом Ф. Гальтоном. Он считал, что фактор наследственности является причиной возникновения любых индивидуальных различий, включая телесные и психические.

Наследственностью объясняли раньше только умственную отсталость. Ф. Гальтон влияние этого фактора распространил на все уровни развития интеллекта, как самые высшие, так и средние. Спектр интеллектуальных способностей, по мнению Ф. Гальтона, наследственно детерминирован, причем роль в возникновении индивидуальных различий отрицалась или признавалась несущественной. Взгляды психологов на многие десятилетия были определены этими представлениями.

Определение

Тесты интеллекта относятся к тестам общей способности и представляют собой совокупность методик, образованных в рамках объективного диагностического подхода. Эти тесты наиболее распространены в психодиагностике и предназначены для измерения уровня интеллектуального развития.

Многообразными являются проявления интеллекта, но, тем не менее, они имеют то общее, что дает возможность отличать их от других особенностей поведения. Общим в любом интеллектуальном акте мышления, памяти, воображения, всех психических функций, обеспечивающих познание окружающего мира, становится активизация. Под интеллектом подразумеваются, прежде всего, те проявления индивидуальности, которые имеют отношение к познавательным свойствам и особенностям.

Ф. Гальтоном были созданы первые тесты интеллекта и разработан математико-статистический метод анализа данных по индивидуальным различиям. Идеи Ф. Гальтона развивал Дж. Кэттелл, положивший начало широкому использованию «умственных тестов» и заложившего основы современных тестов интеллекта. Их прообразом является, разработанная в 1905 г. и широко известная шкала умственного развития Бине-Симона.

В начале XX века появились статистические работы по природе интеллекта, ставшие мощным стимулом развития тестов интеллекта. Цель всех проводившихся работ заключалась в установлении взаимосвязей между показателями, которые были получены с помощью разнообразных тестов у разных испытуемых.

Подходы к пониманию сущности интеллекта на протяжении XX века были подвергнуты проверке и анализу.

«Тесты интеллекта» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

К ним относятся следующие подходы:

  • Способность обучаться;
  • Способность оперировать абстракциями;
  • Способность адаптироваться в новых условиях.

Ряд известных психологов XX века разделяли понимание интеллекта как способность к обучению. А в ранних работах А. Бине и Ч. Спирмена интеллект и способность к обучению фактически отождествлялись.

В. Диаборн интеллектом называл способность обучаться или приобретать опыт, а В. Хенмол считал, что интеллект измеряется способностью к овладению знаниями.

Но понимание интеллекта как способности к обучению, полностью удовлетворить психологов не могло, потому что только в определенный период жизни человека учебная деятельность является ведущей. У взрослого человека проявление интеллекта связано с успешным решением профессиональных и других проблем.

Отождествлять успешность обучения с интеллектом, по всей вероятности, не стоит, потому что успешность сложной учебной деятельности зависит и от таких факторов, как мотивация, черты характера, тип учебного заведения, методы преподавания и др.

Л. Термен, Дж. Петерсон и другие психологи XX века интеллект понимали, как способность оперировать абстрактными отношениями и символами. Например, Р. Торндайк считал, что интеллект зависит от абстрактного мышления и проявляется в умении опираться при решении проблем на абстрактные признаки.

Достаточно распространенным в течение длительного времени было понимание интеллекта как способности адаптироваться к новым условиям. Этой точки зрения придерживались такие психологи как Р. Фримен, Р. Пинтнер, Л. Терстоун, Ж. Пиаже и др.

Таким образом, можно сказать, что определений интеллекта существует бесчисленное количество, и каждый исследователь этой проблемы имеет собственное о нем представление.

Виды тестов интеллекта

В отечественной и зарубежной литературе строгой классификации тестов для измерения ума или его отдельных особенностей не существует. Чаще всего их называют тесты интеллекта или прежний вариант «умственные тесты». Встречаются такие термины, как «тесты специальных возможностей», «тесты общего интеллекта», « тесты общих способностей».

Тесты интеллекта, так сложилось исторически, разделены на тесты, измеряющие общий интеллект и тесты специальных способностей, поэтому необходимости в новой классификации не существует.

Все тесты, в зависимости от типа заданий, делятся:

  • Вербальные, например, тест классификации слов;
  • Невербальные, например, матрицы Равена;
  • Индивидуальные тесты – шкала Векслера;
  • Групповые тесты – армейский тест Альфа;
  • Тест А. Анасиази для специфических популяций. Данные тесты используются для обследования младенцев, людей с физическими недостатками, представителей разных культур;
  • Адаптивные тесты интеллекта. В них выбор сложности последующих заданий, зависит от успешности решения ранее предложенных.

Шкала измерения интеллекта Векслера

Метод Векслера был адаптирован сотрудниками Ленинградского научно-исследовательского института им. В.М. Бехтерева и состоит из 11 отдельных методик-субтестов, которые разделены на две группы – вербальные:

  • Общая осведомленность;
  • Понятливость;
  • Арифметический субтест;
  • Нахождение сходства;
  • Воспроизведение числовых рядов;
  • Словарный тест.
  • И невербальные:

    • Цифровые символы;
    • Нахождение недостающих деталей в картине;
    • Кубики Коса;
    • Последовательные картинки;
    • Сложение фигур.

    Шкала прогрессивных матриц

    Методика, предложенная в 1936 г. Л. Пенроузом и Дж. Равеном, предназначена для оценки уровня интеллектуального развития. Тест оценивает способность к систематизированной, планомерной, методичной интеллектуальной деятельности.

    Дж. Равен, создал теоретически обоснованный и однозначно интерпретируемый тест. Его оценка минимально зависит от различий в образовании, происхождения и жизненного опыта людей. Есть взрослый и детский варианты теста.

    Сама методика исходит из теории Спирмена и представляет собой набор, состоящий из 60 графических композиций с пропущенным элементом.

    Все задания сгруппированы в 5 серий по 12 заданий каждая. Задания распределены по возрастающей трудности матриц. Время прохождения теста ограничивается 20-ю минутами.

    В ходе выполнения заданий выступают три основных психических процесса:

    • Внимание, внимательность;
    • Перцепция – восприятие, восприимчивость;
    • Мышление, понятливость.

    В ходе выполнения задания внимание очень напряжено, потому что поддерживает интерес к решению задачи, а также имеют место воля и эмоции. При снижении внимания всегда появляются ошибки. Прогрессивные матрицы Равена не являются тестом «всеобщего интеллекта». Это невербальные испытания, которые свидетельствуют о том, что вербализация как мыслительный процесс в их решении значения не имеет.

    Школьный тест умственного развития

    Авторами школьного теста умственного развития являются К.М. Гуревич, М.К. Акимова, Е.М. Борисова, В.Т. Козлова, Г.П. Логинова, В.Г. Зархин. Тест предназначен для диагностики умственного развития в подростковом и юношеском возрасте.

    Тест состоит из 6 следующих наборов заданий или субтестов:

    1. «Осведомленность». При помощи этих двух субтестов поверяется общая осведомленность школьников и возможность судить о том, насколько адекватно в своей активной и пассивной речи они используют научно-культурные и общественно-политические термины;
    2. «Аналогии». Проверяется умение школьников устанавливать аналогии;
    3. «Классификация»;
    4. «Обобщение»;
    5. «Числовые ряды». Проверяется умение нахождения правила построения числового ряда.

    Тест относится к групповым тестам и сферой его применения являются профконсультации, контроль обучения, разработка общих и индивидуальных рекомендаций по коррекции умственного развития учащихся.

    Дата последнего обновления статьи: 07.12.2024
    Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
    Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
    Все самое важное и интересное в Telegram

    Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

    Перейти в Telegram Bot