Предпосылки создания методики
Статистические данные по успеваемости детей в начальных классах говорят о том, что больше половины школьников отстают в развитии от своих ровесников. При этом они испытывают сложности с письмом, усвоением русского языка и процессом чтения, а также при заучивании чисел и выполнении счетных операций. Эти дети не усваиваются сложные устные и письменные тексты, имеют затруднённое логическое мышление и конструктивную деятельность.
Сложности в школе порождают у детей отрицательное отношение к обучению и любым видам деятельности, потому что всегда боятся ошибиться. При этом создаются сложности во взаимодействии с окружающими сверстниками, успешными школьниками, портятся отношения с преподавателями и родителями, возникают конфликты между ними.
Подобное поведение формирует агрессивное отношение к миру или замкнутость ребенка, в особенности во время переходного возраста. Таким образом, не сформированную психическую деятельность обычных детей или детей с задержкой психического развития, которые обучаются в специализированных учебных заведениях, рассматривают как психологические и социальные проблемы.
Нейропсихологические нарушения
Среди функций мозга существуют психические процессы, формирующие отношение к миру, развитие психических свойств, а также проявления нарушения у детей высших психических функций, которые связаны с письмом, чтением, пониманием, концентрацией внимания и другими.
Благодаря нейропсихологии возможно выявить причины не успеваемости школьников, анализируя процесс функционального состояния мозга, уровни формирования определённых зон мозга и таким образом найти механизмы, создающие затруднения при обучении и восприятии информации.
Нейропсихологическая методика
Нейропсихологической методикой называют методику, позволяющую открывать и понимать механизмы, лежащие в основании дефектов мозга, при этом отвечать на вопросы, связанные с причинами расстройства нервных функций.
Диагностикой нейропсихологических функций мозга занимаются А.Р. Лурия и Л.С. Цветкова. Она внедряется в практические занятия общеобразовательных и специальных учреждений для детей младших и старших возрастов.
Методика нейропсихологической диагностики предусматривает исследование различных дефектов мозга и психологических, психофизиологических, клинико-физиологических, нейропсихологических аспектов. Данные аспекты вносят понимание причин нарушений или не сформированностей профессионального индивидуального подхода в осмыслении появления данного дефекта.
Основные вопросы при диагностике
Качественная диагностика нейропсихологических нарушений отвечает на ключевые вопросы:
- с чем связано психологическое нарушение речи и письма, чтения, то есть что является причинами и механизмами их появления;
- где взаимосвязь нарушенных функций с другими функциями организма;
- определение структуры дефекта, то есть понимание уровня психологических и психофизиологических функций или нахождение определённых звеньев нарушения;
- анализ взаимосвязи патологии наблюдаемого эффекта с зонами мозга;
- как конкретный дефект соединён с психологической сферой ребенка;
- какое отрицательное воздействие дефект причиняет психике?
Данная методика нейропсихологической диагностики является интеграцией технологий и техник, использующая тесты и обследования, разработанные авторами и научными сотрудниками. Методика адаптирована к диагностике детей, имеющих проблемы психики и аномальное развитие. Автор применяет в исследованиях новую сферу деятельности, связанную с воображением и образами-представлениями. В качестве исходного материала методика использует теорию А.Р. Лурии и информацию А. Н. Бернштейна.