Общее представление о методе опроса
В социально-психологических исследованиях особое место занимает метод опроса.
Это вербально-коммуникативный метод, суть которого заключается во взаимодействии двух субъектов – респондента и исследователя для получения ответов на заранее сформулированные вопросы.
Опрос различных общественных слоев населения дает возможность составлять прогнозы в разных областях деятельности человека. Ответы респондентов рассматриваются как один из самых распространенных методов получения информации о субъектах.
Носитель информации при анкетировании имеет возможность дать на них письменный ответ без экспериментатора, в то время как опрос представляет собой акт непосредственного общения. При этом достаточно большую роль играют не только умело и четко поставленные вопросы, но и межличностные отношения, устанавливаемые в процессе беседы.
Исследователь, после формулировки исходной гипотезы, определяет те факторы, которые собирается изучить и, исходя из целей и задач, обдумывает систему вопросов. При этом первоначальные сведения о респонденте – возраст, уровень образования – являются важными.
По виду методы опроса бывают стандартизированные и не стандартизированные:
- Стандартизированные опросы рассматриваются как строгие опросы. Они дают общее представление об исследуемой проблеме;
- Не стандартизированные опросы в сравнении с первыми, менее строгие, без жестких рамок и позволяют, в зависимости от реакции респондентов на вопросы, варьировать поведение исследователя.
При составлении вопросов существуют определенные правила:
- Вопросы должны быть логичными и отдельными;
- Специальная, специфичная терминология не должна употребляться;
- Каждый вопрос должен быть краток;
- Каждый вопрос должен быть конкретен;
- Вопросы не должны содержать подсказку;
- Предотвращение в формулировке вопроса возможности получения шаблонных ответов;
- Язык вопроса не должен вызывать отторжение, например, не быть слишком экспрессивным;
- Вопросы внушающего характера недопустимы.
В опрос могут быть включены вопросы как закрытые, так и открытые, что будет зависеть от характера исследования. В закрытых вопросах предоставляется выбор ответа из нескольких пунктов, а на открытые вопросы респондент должен дать распространенный ответ. В первом случае недостатком будет вероятность невнимательного и необдуманного ответа, т.н. «автоматизм» в заполнении. Следствием является в этом случае искажение результатов тестирования.
Открытые вопросы, когда ответы даются в свободной форме, дают более точные результаты, но усложняют их обработку.
Существуют разные методы опроса, среди них:
- Анкетирование;
- Личностные тесты;
- Метод лестницы;
- Метод интервью.
Данные методы дают возможность быстро разобраться в интересующей проблеме и использовать в дальнейшем эти знания.
Критерии классификации опросов
Существуют определенные критерии, по которым все опросы можно классифицировать:
- По способу получения информации, её интерпретации. По этому критерию существует:
- Анкетный опрос, который в виде анкеты вручается респонденту для заполнения;
- Социологическое интервью. Это наиболее гибкая форма работы с респондентом. В основании лежит очная или заочная (по телефону) беседа с респондентом по заданной проблеме;
- Экспертный опрос. В данном случае в качестве респондентов выступают эксперты.
- Сплошные опросы, охватывающие всю генеральную совокупность;
- Выборочные опросы. В данной ситуации опросом охватывается часть генеральной совокупности по принципам и правилам выборки.
- Индивидуальные опросы, они всегда проходят один на один в индивидуально-личностной форме;
- Групповые опросы, как правило, проходят с несколькими респондентами, иногда с целой группой.
- Устные;
- Письменные.
- Контактные опросы, основанные непосредственно на личном контакте в процессе проведения опроса;
- Бесконтактные опросы.
- Разовые опросы населения по какой-либо проблеме;
- Повторные опросы.
Основные методы опроса
Известно, что опрос может проводиться в различной форме – анкетирование, интервью, беседа, социометрический метод, метод полярных баллов, экспертный опрос. Подробнее рассмотрим метод экспертного опроса.
Метод экспертного опроса
Под методом экспертного опроса понимается совокупность различных методов, приемов, техник, процедур. Выделяются следующие процедуры:
- Обычный опрос, который предполагает проведение разового анонимного опроса. Это наиболее легкий опрос, как в организационном, так и экономическом отношении;
- Многоступенчатый опрос. Задача экспертов здесь уже усложняется, потому что многоступенчатость вводится для того, чтобы на каждом последующем этапе эксперты решали более сложные задачи. Организовать многоступенчатый опрос можно по-разному, от общих вопросов к более конкретным вопросам или наоборот. В конце эксперты делают обобщения, используя метод «пирамиды».
- Заочный и очный экспертный опрос. К заочному опросу относят письменный опрос, анкетирование, метод независимых характеристик, дельфийскую технику. Опрос связан с организационными трудностями, которые проявляются в низком уровне возврата анкет. Очным опросом является интервью, совещание, исследовательская беседа, «мозговая атака»;
- Формализованный опрос экспертов. Это обычное анкетирование по вопросам, сформулированным как в открытой, так и в закрытой форме. От письменного сбора мнений его отличают цели, задачи и содержание. Анализ данных обычно статистический;
- Метод независимых характеристик. Он дает обобщенную оценку одного явления, а информация о нем поступает из разных источников. На начальном этапе разные мнения сравниваются и сопоставляются. На втором этапе, с помощью математико-статистических процедур, происходит их обработка и сопоставление. Достоверные выводы формулируются на заключительном третьем этапе;
- «Дельфийская техника». Это самая распространенная процедура проведения экспертного опроса. Опрос экспертов происходит в несколько туров, обработка результатов каждого тура, информирование о результатах и повторение такой же процедуры:
Основным методом опроса в силу специфики экспертной аудитории, становится анкета, заполняемая экспертом, а не интервью. В анкете чаще используют открытые вопросы, позволяющие установить творческий потенциал эксперта и высказать оригинальную точку зрения;
- Первый тур – ответы без аргументации. Выделение крайних и средних суждений после обработки и сообщение экспертам;
- Повторное обращение к оценкам опрашиваемых экспертов, чтобы пересмотреть свои взгляды и суждения, т.к. у них было время на размышление. После этого тура новые оценки тоже обрабатываются, крайние и средние мнения обобщаются, итоги снова докладываются экспертам. Такое повторение идет 3-4 раза. Как показала практика, после четвертого тура мнение экспертов уже не меняется. В результате вырабатывается согласованная оценка.
Общую оценку методом «Дельфы» выводит не математика и статистика, а сами люди;