Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Метод опроса

Общее представление о методе опроса

В социально-психологических исследованиях особое место занимает метод опроса.

Определение

Это вербально-коммуникативный метод, суть которого заключается во взаимодействии двух субъектов – респондента и исследователя для получения ответов на заранее сформулированные вопросы.

Опрос различных общественных слоев населения дает возможность составлять прогнозы в разных областях деятельности человека. Ответы респондентов рассматриваются как один из самых распространенных методов получения информации о субъектах.

Носитель информации при анкетировании имеет возможность дать на них письменный ответ без экспериментатора, в то время как опрос представляет собой акт непосредственного общения. При этом достаточно большую роль играют не только умело и четко поставленные вопросы, но и межличностные отношения, устанавливаемые в процессе беседы.

Исследователь, после формулировки исходной гипотезы, определяет те факторы, которые собирается изучить и, исходя из целей и задач, обдумывает систему вопросов. При этом первоначальные сведения о респонденте – возраст, уровень образования – являются важными.

По виду методы опроса бывают стандартизированные и не стандартизированные:

  • Стандартизированные опросы рассматриваются как строгие опросы. Они дают общее представление об исследуемой проблеме;
  • Не стандартизированные опросы в сравнении с первыми, менее строгие, без жестких рамок и позволяют, в зависимости от реакции респондентов на вопросы, варьировать поведение исследователя.

При составлении вопросов существуют определенные правила:

  1. Вопросы должны быть логичными и отдельными;
  2. Специальная, специфичная терминология не должна употребляться;
  3. Каждый вопрос должен быть краток;
  4. Каждый вопрос должен быть конкретен;
  5. Вопросы не должны содержать подсказку;
  6. Предотвращение в формулировке вопроса возможности получения шаблонных ответов;
  7. Язык вопроса не должен вызывать отторжение, например, не быть слишком экспрессивным;
  8. Вопросы внушающего характера недопустимы.

В опрос могут быть включены вопросы как закрытые, так и открытые, что будет зависеть от характера исследования. В закрытых вопросах предоставляется выбор ответа из нескольких пунктов, а на открытые вопросы респондент должен дать распространенный ответ. В первом случае недостатком будет вероятность невнимательного и необдуманного ответа, т.н. «автоматизм» в заполнении. Следствием является в этом случае искажение результатов тестирования.

Открытые вопросы, когда ответы даются в свободной форме, дают более точные результаты, но усложняют их обработку.

Существуют разные методы опроса, среди них:

  • Анкетирование;
  • Личностные тесты;
  • Метод лестницы;
  • Метод интервью.

Данные методы дают возможность быстро разобраться в интересующей проблеме и использовать в дальнейшем эти знания.

Критерии классификации опросов

Существуют определенные критерии, по которым все опросы можно классифицировать:

  • По способу получения информации, её интерпретации. По этому критерию существует:
  1. Анкетный опрос, который в виде анкеты вручается респонденту для заполнения;
  2. Социологическое интервью. Это наиболее гибкая форма работы с респондентом. В основании лежит очная или заочная (по телефону) беседа с респондентом по заданной проблеме;
  3. Экспертный опрос. В данном случае в качестве респондентов выступают эксперты.
  • По степени охвата генеральной совокупности:
    1. Сплошные опросы, охватывающие всю генеральную совокупность;
    2. Выборочные опросы. В данной ситуации опросом охватывается часть генеральной совокупности по принципам и правилам выборки.
  • По процедуре проведения выделяются:
    1. Индивидуальные опросы, они всегда проходят один на один в индивидуально-личностной форме;
    2. Групповые опросы, как правило, проходят с несколькими респондентами, иногда с целой группой.
  • По форме проведения опросы бывают:
    1. Устные;
    2. Письменные.
  • По способу коммуникации респондента и социолога:
    1. Контактные опросы, основанные непосредственно на личном контакте в процессе проведения опроса;
    2. Бесконтактные опросы.
  • По частоте проведения опросов:
    1. Разовые опросы населения по какой-либо проблеме;
    2. Повторные опросы.

    Основные методы опроса

    Известно, что опрос может проводиться в различной форме – анкетирование, интервью, беседа, социометрический метод, метод полярных баллов, экспертный опрос. Подробнее рассмотрим метод экспертного опроса.

    Метод экспертного опроса

    Под методом экспертного опроса понимается совокупность различных методов, приемов, техник, процедур. Выделяются следующие процедуры:

    • Обычный опрос, который предполагает проведение разового анонимного опроса. Это наиболее легкий опрос, как в организационном, так и экономическом отношении;
    • Многоступенчатый опрос. Задача экспертов здесь уже усложняется, потому что многоступенчатость вводится для того, чтобы на каждом последующем этапе эксперты решали более сложные задачи. Организовать многоступенчатый опрос можно по-разному, от общих вопросов к более конкретным вопросам или наоборот. В конце эксперты делают обобщения, используя метод «пирамиды».
    • Основным методом опроса в силу специфики экспертной аудитории, становится анкета, заполняемая экспертом, а не интервью. В анкете чаще используют открытые вопросы, позволяющие установить творческий потенциал эксперта и высказать оригинальную точку зрения;

    • Заочный и очный экспертный опрос. К заочному опросу относят письменный опрос, анкетирование, метод независимых характеристик, дельфийскую технику. Опрос связан с организационными трудностями, которые проявляются в низком уровне возврата анкет. Очным опросом является интервью, совещание, исследовательская беседа, «мозговая атака»;
    • Формализованный опрос экспертов. Это обычное анкетирование по вопросам, сформулированным как в открытой, так и в закрытой форме. От письменного сбора мнений его отличают цели, задачи и содержание. Анализ данных обычно статистический;
    • Метод независимых характеристик. Он дает обобщенную оценку одного явления, а информация о нем поступает из разных источников. На начальном этапе разные мнения сравниваются и сопоставляются. На втором этапе, с помощью математико-статистических процедур, происходит их обработка и сопоставление. Достоверные выводы формулируются на заключительном третьем этапе;
    • «Дельфийская техника». Это самая распространенная процедура проведения экспертного опроса. Опрос экспертов происходит в несколько туров, обработка результатов каждого тура, информирование о результатах и повторение такой же процедуры:
    1. Первый тур – ответы без аргументации. Выделение крайних и средних суждений после обработки и сообщение экспертам;
    2. Повторное обращение к оценкам опрашиваемых экспертов, чтобы пересмотреть свои взгляды и суждения, т.к. у них было время на размышление. После этого тура новые оценки тоже обрабатываются, крайние и средние мнения обобщаются, итоги снова докладываются экспертам. Такое повторение идет 3-4 раза. Как показала практика, после четвертого тура мнение экспертов уже не меняется. В результате вырабатывается согласованная оценка.

    Общую оценку методом «Дельфы» выводит не математика и статистика, а сами люди;

  • Метод «мозговой атаки» – наиболее известный метод коллективного принятия творческих решений. Метод представляет собой неструктурированный, свободный процесс генерирования собственных идей вокруг заданной темы. Разработан и описан он был в 1938 г. американским психологом А.Ф. Осборном.
  • Дата последнего обновления статьи: 07.12.2024
    Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
    ИИ ответит за 2 минуты
    Все самое важное и интересное в Telegram

    Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

    Перейти в Telegram Bot