Применение методов математической статистики в психолого-педагогических исследованиях— это математическая обработка результатов, которые получены в ходе психолого-педагогических диагностик.
Математика и статистика в психологии и педагогике
Выводы и заключения, к которым приходят исследователи в ходе интерпретации данных, основаны на первичном восприятии зависимости между анализируемыми явлениями и умозрительных рассуждениях, а потому они не являются научно обоснованными если не подкрепляются математической статистикой.
Изучаемые учеными психолого-педагогические факты и явления должны проверяться с точки зрения статистической значимости, таким образом, они должны отвечать требованиям статистической достоверности.
Любые серьезные научные исследования, которые претендуют на глубокое изучение психологических свойств и состояний личности, не представляются возможными без квалифицированного подкрепления, которое представлено математической обработкой данных.
Практикующие психологи, которые осуществляют контакты с детьми, формируя заключения о психическом состоянии и выдавая профессионально выверенные рекомендации, должны обязательно проводить сравнения индивидуальных показателей с нормативными критериями. В этом также помогают методы математической статистики.
Потребность в использовании методов математической статистики
Необходимость использования методов математической статистики в большей части психолого-педагогических исследований становится очевидной. Это предполагает потребность в обращении исследователей к методами математической статистики, которые помогают верифицировать выдвинутые гипотезы.
Правильное использование статистики в исследованиях дает возможность педагогам-психологам:
- Убеждаться в обоснованности и точности использования методов и приемов;
- Определять зависимость между экспериментальными данными;
- Устанавливать степень эффективности проведения тренингов и коррекционного воздействия;
- Определять наличие/отсутствие значимых различий между группами испытуемых (например, экспериментальной и контрольной группой);
- Сделать выводы и заключения по итогу психолого-педагогического эксперимента.
Существует множество пособий и учебников, которые помогают студентам овладеть всеми направлениями деятельности, связанными с применением статистических операций. Справочные материалы могут быть представлены в виде блоков информации, которая содержит необходимые сведения о статистических показателях (например, назначение и краткое описание, алгоритм использования, статистические таблицы).
Применение методов математической статистики в диагностике
Работа педагога-психолога обладает исследовательским характером, поскольку психологическое исследование становится основным видом его деятельности. Одним из главных этапов психологического исследования является количественный и содержательный анализ полученной информации.
Содержательный анализ результата исследования представляет собой самый значимый, сложный и творческий этап. Применение математической статистики в психологии в этом случае становится необходимым компонентом для обработки и анализа данных.
Математические методы предполагают количественные аргументы, требующие содержательного обоснования и интерпретации. Применение статистического метода практическими психологами напрямую связано с содержанием их непосредственной работы.
Методы математической статистики используются в исследованиях в следующих сферах:
- Диагностическая,
- Коррекционно-развивающая,
- Консультационная,
- Психотерапевтическая,
- Исследовательская.
Большую роль играет математическая статистика в каждом отдельном виде профессиональной деятельности практического психолога. В рамках психодиагностики происходит сбор информации об индивидуальном психическом развитии и особенностях испытуемых лиц.
Профессиональное использование психодиагностики предполагает твердые знания в области психометрии. В ее основе лежат инструменты математической статистики. Научно-практическая психодиагностика призвана решать несколько типичных задач.
Методы математической статистики помогают установить наличие и особенности того или иного психологического свойства, особенности поведения. Инструменты этого направления позволят определить степень развитости соответствующего свойства, включая его выражение в некоторых количественных и качественных показателях.
Математическая статистика в психодиагностике дает возможность описывать и выявлять диагностируемые психологические и поведенческие особенности индивида в необходимых случаях. Это связано больше со сравнением степени развитости исследуемых свойств у разных людей.
Задачи практической психодиагностики решаются отдельно или комплексно в соответствии с целью проводимого исследования. При этом, почти во всех случаях, исключая качественное описание результатов, необходимо владение методами количественного анализа.
Очень важным понятием в психодиагностике считается понятие нормы. Психическая норма становится отправной точкой для того, чтобы оказать психологическую помощь клиенту. Категория нормы в психологии многозначна. Она понимается в качестве норматива или эталона, на который нужно равняться. Методы математической статистики позволяют оперировать нормами, оценивая с их помощью индивидуальное поведение.
Системой отсчета считается норма, которая понимается в качестве статистически среднего и наиболее часто встречающегося массового явления. «Нормальное» в математическом смысле включает среднестатистические величины и серию отклонений в известном диапазоне.