Сущность понятия «профессиональная деформация»
В настоящее время проявляется особый интерес к исследованиям профессиональных деформаций работников. Одним из важных направлений исследования данной проблемы является изучение профессиональных деформаций педагогов. Учителя, преподаватели, воспитатели большую часть рабочего времени проводят во взаимодействии с людьми. Постоянный стресс, межличностные конфликты, большое количество задач и множество других факторов влияют на поведение, психическое и эмоциональное состояние педагога.
Профессиональная деформация – это полные или частичные изменения, которым подвергается личность.
Эти изменения касаются поведения, коммуникаций, ценностей, принципов, мыслительной деятельности и т.д. Длительное влияние факторов профессиональной деятельности ведет к формированию вышеперечисленных изменений личности. Различия в проявлении профессиональной деформации проявляются в степени ее интенсивности, а также сроке ее наступления. На них оказывают влияние стаж работы, индивидуальные особенности психики человека, уровень самоактуализации и т.д.
Признаки профессиональной деформации педагогов и причины ее возникновения
Причины возникновения эмоционального выгорания педагога разнообразны. Рассмотрим некоторые из них:
- Уровень ответственности педагога за результаты трудовой деятельности. Предполагает, что педагог несет ответственность за усвоение знаний, эмоциональное и психическое состояние обучающихся;
- Большие нагрузки. Очевидным является факт, что средняя величина рабочей недели учителя выше, чем установленная в стране, что в итоге формирует один из эмоциогенных факторов;
- Большое количество реформ и нововведений в системе образования. В процессе трудовой деятельности педагоги сталкиваются постоянно изменяющимся требованиями и бесконечными проверками. Зачастую они реагируют на это смятением, агрессией, безразличием и снижением мотивации;
- Особые требования ко всем аспектам трудовой деятельности. Педагог должен обладать знаниями, умениями, определенными личностными качествами. Ключевыми аспектами личности педагога является самоконтроль и самоанализ. Как правило, принято считать, что педагог должен быть дружелюбным с обучающимися, готовым помочь осваивать учебный материал, обладать навыками психолога;
- Феминизированность профессии. Согласно статистическим данным, женщины в три раза чаще мужчин страдают психическими болезнями и больше подвержены стрессу;
- Семейные и личные проблемы. К ним относят загруженность домашними делами, проблемы с жильем, дефицит внимания семье, низкая заработная плата и т.д.;
- Индивидуальные личностные качества. Существует определенные факторы индивидуальности, которые предрасполагают или препятствуют развитию психологической усталости педагогов.
Помимо описанных причин, следует учесть такие факторы, как переутомление, хроническая усталость, дефицит сна и т.д.
При возникновении первых признаков профессиональной деформации педагогу следует сразу обратиться к специалисту.
К признакам профессиональной деформации относят:
- Доминантность. Как правило, она характерна сотрудникам данной сферы, имеющим стаж работы более 10 лет. Проявляется она в виде реализации властных функций, таких как наказывать, требовать, контролировать, оценивать;
- Педагогическая агрессия. Представляет собой злоупотребление педагогом карательными мерами воспитания и требованиями к подчинению, а также резко негативное отношение к ученикам с плохой успеваемость или поведением;
- Социальное лицемерие. В обществе принято, что педагог должен иметь высокие моральные и нравственные ценности и широко их распространять. Это приводит к тому, что с годами педагог становится неискренним;
- Педагогическая индифферентность. Проявляется в виде равнодушного отношения к личностным особенностям обучающихся, а также снижением эмпатии. Педагогическая индифферентность является последствием накопления эмоциональной усталости и пережитого негативного опыта;
- Неадекватная самооценка. Предполагает два типа проявления. Первый связан с завышенной самооценкой педагога. Он воспринимает себя как всезнающего специалиста. Второе проявление чаще характерно для стрессовых ситуаций, когда самооценка занижена. Педагог в таком состоянии склонен к самообвинению и самобичеванию;
- Дидактичность. Она проявляется в чрезмерном стремлении педагога объяснить что-либо или поучить за пределами работы. Например, в семье или неформальной коммуникации;
- Развитие консерватизма. Связано с тем, что педагог постоянно работает с одним и тем же материалом, использует в работе одни и те же методики обучения и воспитания. Это может привести к тому, что у педагога формируется негативное отношение к нововведениям и инновациям;
- Некомпетентность. Снижение уровня заинтересованности и мотивации приводит к отсутствию развития личностных и профессиональных качеств. Таким образом, компетентность специалиста падает.
Исследования профессиональной деформации педагогов
Для исследования профессиональной деформации применяют методы диагностики эмоциональных состояний, личностной и ситуативной тревожности, эмоционального выгорания, депрессии и т.д. Также активно применяется самоанализ и групповое обсуждение.
Помимо диагностических методов, используются практические методики, направленные на установление причин и условий развития профессиональной деформации. Как правило применяют групповое, индивидуальное консультирование, а также психокоррекцию.
Изучение проблемы профессиональной деформации педагогов является актуальным направлением в современное время, так как в данном вопросе важна своевременная диагностика, а также проработка методов преодоления профессиональной деформации. Преодоление профессиональной деформации ведет к личностному и профессиональному росту педагога, улучшает психоэмоциональное состояние, помогает развиваться в направлении самопознания.