Автопортрет – графический метод психологических исследований
Методика автопортрета Романовой-Потемкиной – это графический метод психодиагностических тестов, широко используемый в практической диагностике для выявления индивидуально-типологических особенностей человека.
Графические методы довольно распространены в психологических исследованиях, особенно популярными они стали в последние годы.
Широкое применение эти методы получили в 50-е годы на Западе. За недолгую историю их развития было разработано много специальных приемов и процедур, которые вошли в число классических диагностических средств.
Автопортрет – это изображение самого себя. Служит данная методика для того, чтобы выявить индивидуально-типологические особенности, представления о себе, своей внешности. Применяется рисуночный тест «Автопортрет» с целью диагностики бессознательных эмоциональных компонентов личности – тревожности, страха, агрессивности и др.
Сначала такие рисуночные тесты использовали с целью диагностировать уровень интеллектуального развития детей. Позже возможности методики были расширены для интерпретации особенностей человека.
При изображении самого себя, человек воссоздает основные черты своих телесных нужд и внутренних конфликтов.
Рисунок – это зашифрованное в образах сообщение, которое имеет свои достоинства, недостатки, ограничения.
К достоинствам рисунка относятся: его информативность, позволяющая определить большое количество особенностей, естественность, а также психотерапевтическая значимость, когда стирается грань между обследованием и психотерапевтическим воздействием.
Недостатками являются низкая надежность результатов, поскольку интерпретация психолога субъективна, и невозможность количественного измерения оцениваемых свойств.
Недостатком является и терминология для интерпретаций, лишенная строгости и однозначности.
К ограничениям относится осторожность использования в научных статистических исследованиях, невозможность окончательных выводов о психологических особенностях субъекта на основании только рисуночных тестов. Кроме этого, психологическое заключение не может быть сделано на основе отдельных признаков рисунка.
Тем не менее, опыт показывает, что на основе рисунков можно построить естественные психологические классификации и типологии и достичь это можно значительно быстрее по сравнению с другими методами.
В целом анализ рисунков расширяет диагностические возможности и способствует пониманию душевного состояния человека, его видения мира и социальной ориентации.
С другой стороны, простота и доступность графических методов, требуют от специалиста-психолога высокой квалификации, длительной практики и осторожности в интерпретации.
Графические методы изолированно от других методов применяться не должны.
Психологическая типология К. Юнга и её описание
Чтобы интерпретация теста была более полной, его результаты необходимо сопоставить с показателями других методик.
На этом этапе можно воспользоваться авторитетной психологической типологией К. Юнга.
Рисунок 1. Психологическая типология К. Юнга. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Экстравертный мыслительный тип - рисунок человека этого типа будет перечисляющий – изображаются, как правило, несколько предметов, знаков, по сюжету никак не связанных, т.е. идет простое перечисление.
Люди этого типа в основном рассудочные, их действия исходят из интеллектуально обдуманных мотивов, которые ориентируются на факты. У них позитивное мышление, а суждение синтетическое.
Интеллектуальная установка поддерживается чувствами. Когда функция чувств угнетена, то действует формула «цель оправдывает средства».
Для экстравертного ощущающего типа характерен эмфатический рисунок – это стремление к передаче атмосферы, выражению ощущений.
У людей этого типа интуиция вытеснена, развито чувство факта, нет склонности к рефлексии и властолюбивым намерениям.
У экстравертного чувствующего типа рисунок декоративный, для которого характерными будут орнаменты, узоры цветов и др. Это тип чаще всего женский, руководствующийся чувствами.
Экстравертный интуитивный тип с ритмическим рисунком, на котором изображаются движущиеся объекты. Чувства, мышление, ощущения людей этого типа вытеснены интуицией.
Человек стремится с помощью интуиции достичь наибольших возможностей. Собственная мораль расходится с общепринятой, хорошо развито чутье.
Для интровертного мыслительного типа характерен органический рисунок, на котором изображаются растения, животные, человек. Люди этого типа ориентируются на субъективный фактор.
Объект полностью отвергается, лишним будет чувствовать себя присутствующий человек. Пока «Я» находится ниже уровня бессознательного, тип остается нормальным.
В противном случае возникает подозрительность, переходящая в неврастению.
Интровертный ощущающий тип создает гаптический рисунок, на котором изображения показаны как бы изнутри идущих ощущений – типа «болит голова» и др. Данный тип ориентируется на субъективную интенсивность ощущений, которые вызываются объективным раздражением.
Субъективность поступков и странность отличают людей этого типа, которые позволяют управлять собой, но мстят сопротивлением и упрямством. Иногда они становятся жертвой агрессивности со стороны других.
Интровертный чувствующий тип – его рисунок имажинарный, на котором изображения заимствуются из литературы, фантазии. Тип занят поиском образов, совсем не встречающихся в действительности.
Основополагающими идеями являются Бог, свобода, бессмертие. Когда у них доминирует «Я», они начинают чувствовать, а «что думают другие» и подозревают этих других во всех интригах, подстрекательствах, низостях.
Интровертный интуитивный тип создает структурный рисунок, с изображением какого-то целого, состоящего из частей. Это тип мистика, провидца и мечтателя, тип фантазера и художника. Свою интуицию этот тип направляет на субъективные внутренние образы.
Диагностическая направленность графических тестов для детей
В психической деятельности ребенка большую роль играет язык образов и невербальное мышление, поэтому графические методы психологической диагностики являются для них очень подходящими.
Для оценки возрастного умственного развития используются такие известные тесты как:
- «Нарисуй Человека» Д. Харриса,
- «Тест школьной зрелости» Керна-Йирассена,
- «Дом, Дерево, Человек» Бука и др.
Все эти тесты в России хорошо известны. Самым популярным из них является тест «Рисунок человека», который находится на втором месте в мировой практике после теста Роршаха.
Психографическая диагностика имеет широкое применение для оценки клинических особенностей и состояний психики при различных психических расстройствах детей – например, депрессии, шизофрении, умственной отсталости и др.
В этих случаях используется «Свободный рисунок» С.А. Болдырева, «Рисунок несуществующего животного» Дукаревича, «Рисунок дерева» Коха и др.
Структуру и степень нейропсихологического дефицита определяют с помощью теста «Комплексная фигура» Рея-Остерриса, «Рисунок велосипеда» Пиаже.
«Рисуночный тест» Силвера, «Рисунок розового куста» и «Рисунок животного» Грэйва применяют для того, чтобы выявить эмоциональные нарушения.
Чтобы выявить нарушения социальных и семейных отношений используют анализ «Серийных рисунков» – «Три дерева», «Рисунок гнезда», «Рисунок семьи», «Кинетический рисунок семьи» и др.
Психографические тесты Д. Гилфорда и Е. Торренса используют для оценки креативности мышления.