Ложь – это сознательное умышленное введение в заблуждение другого человека (других людей).
Особенности склонности ко лжи
Склонность ко лжи зависит от воспитания, жизненного опыта, родительского влияния и ближайшего окружения, а также от возраста, пола и психологических установок индивида.
Лжиподвержены практически все слои общества, вне зависимости от социального положения и статуса. Ложь широко распространена в политической, культурной, экономической, а иногда даже и в научной сфере. Людей, которые совсем не врут, очень мало.
Ложь отличается от других качеств человека, которые формируются посредством соответствующего воспитания и обучения. Умение лгать человек способен освоить совершенно самостоятельно.
В самом начале формирования сознания и личности дети еще не умеют лгать. Детская психология попросту не воспринимает обман. По этой причине при наличии правильного воспитания ребенка, из него можно сделать исключительно правдивого человека. Лгун, как правило, страдает от недостаточного количества любви и внимания со стороны родителей. Такие дети испытывают сложности в коммуникации со сверстниками, у них чаще всего низкая самооценка. Ребенок, который врет, зачастую очень озлоблен. Он начинает прибегать ко лжи для того, чтобы дать выход собственной враждебности, а не из боязни быть наказанным.
Развитие склонности ко лжи
Склонность ко лжи часто появляется в подростковом периоде. Личностные детерминанты такой лжи связаны с особенностями психики подростка, включая обостренное стремление к самостоятельности и критическое отношение к близким людям. Одновременно с лживостью в детях проявляютсятакие качества, как цинизм, подозрительность, неуважительное отношение к людям. Из такого ребенка нередко вырастает духовно опустошенный, расчетливый, несчастливый человек с деформирующейся личности. Результатом этого выступает асоциальное поведение.
Последователи биологизаторской концепции отстаивали идею изначальной предопределенности нравственности. В соответствии с их точкой зрения, такие личностные детерминанты, как правдивость и лживость могут являться врожденными. А если признавать воздействие среды, то только в качестве фактора, который замедляет или ускоряет развитие качеств, данных ребенку с рождения (например, ложь как творчество и фантазии, способность одновременно фантазировать и искажать истину, искажение истины с корыстными целями).
Существует другая точка зрения, которая рассматривает ложь в качестве явления не только психофизиологического, но и психосоциального. Моральное развитие детей — это процесс адаптации к требованиям социальной среды. В его результате формируются личностные детерминанты лживого поведения. Чтобы успешно лгать, помимо опыта необходима соответствующая психологическая «предрасположенность» к обману.
Природные лжецы знают о своих личностных особенностях и способностях, так же как и те, кто с ними хорошо знаком. Они лгут с детского возраста, обманывая родителей, учителей и друзей. Такой человек не испытывает страха быть разоблаченным. Напротив, он чаще всего уверен в своем умении лгать.
Прирожденный лжец может чрезвычайно ловко обманывать всех подряд, вполне осознанно применяя этот талант. Он отличается от психопатических личностей тем, что способен учиться на собственном опыте и не обладает патологической эгоцентричностью.
Психопатические личности, как правило, самозабвенно и с удовольствием врут, не испытывая при этом раскаяния или стыда. Разоблачение не способно избавить их от данного порока. Контакт таких людей с окружающими сопровождают:
- Отсутствие искренности,
- Обман,
- Сплетни,
- Лицемерие,
- Злорадство и др.
Детерминанты лжи
Важнейшие психологические механизмы порождения лжи представлены защитными механизмами личности: рационализацией и отрицанием. В качестве примера выступают случаи защиты собственного «Я», которые состоят в искажении или отрицании самих высказываний лжи или обмана. Данное поведение защищает человека от снижения самооценки и «потери лица».
Ученые отмечают, что, с одной стороны, психологическая защита помогает человеку адаптироваться к своему миру, а с другой способна ухудшать приспособление к внешней, главным образом к социальной, среде.
Патологические обманщики знают, что они обманывают, но уже не имеют возможности контролировать поведение. К. Леонгард относил к патологическим лгунам демонстративный тип акцентуированной личности. Ученый полагал, что в коммуникации с такими лицами очень просто «попасться на их удочку».
В. Т. Кондрашенко рассматривал истероидных подростков и считал, что они имеют склонность лгать и фантазировать для предоставления себя в лучшем свете. Как правило, фантазии истероидов обладают альтруистическим содержанием, но иногда способны иметь криминальную или асоциальную окраску.
Среди подростков довольно частым явлением являются самооговоры. Истероидные черты характера характеризуются стремлением казаться интересным, «нестандартным». Это заставляет подростка практически все время заниматься разыгрыванием какой-либо роли (театральность, наигранность).
Эмоционально незрелый, инфантильный человек, обладающий гипертрофированным честолюбием и самолюбием, обманывает, стремясь выделиться или вызвать восторг окружающих людей. Он страдает трудноисправимой лживостью, ограничивающейся преувеличением собственных достоинств. Часто к подобному роду лжи начинают прибегать девочки, большинство из которых по мере взросления избавляются от такого недостатка.