Самоопределение – это результат и процесс выбора личностью собственных целей, позиций и средств самоосуществления в конкретных жизненных обстоятельствах; основной механизм получения и проявления человеком свободы.
Личностное самоопределение в подростковом возрасте
Подростковый возраст – это период в развитии человека, который приходится на возраст от 10-ти до 14-ти лет, являющийся переходным этапом между детством и взрослостью.
Подростковый период является одним из критических переходных периодов в жизни каждого человека. Его характерными особенностями является быстрый физиологический рост и изменения в организме подростка, тело становится таким же, как у взрослого человека, однако жизненный опыт недостаточен, что вызывает у подростка поведенческий диссонанс. Подросток физиологически ощущает себя взрослым, но зачастую он занимает в семье и в ближайшем окружении положение ребенка, чем он крайне недоволен и стремится всеми доступными ему способами «занять» равное со взрослыми место.
Процесс личностного самоопределения начинается у подростков еще в младшем подростковом возрасте, когда формируется «Я-концепция».
Развитие личностного самоопределения в подростковом возрасте задает ориентацию на достижение определенного уровня в системе социальных взаимоотношений. То есть, именно личностное самоопределение в подростковом возрасте является основой социального самоопределения подростка, что крайне важно для выработки требований к конкретной профессиональной области и последующему профессиональному самоопределению.
Особенностью личностного самоопределения подростков является то, что оно представляет собой аффективный центр их жизненной ситуации.
Основой личностного самоопределения является «Я-концепция» подростка, представляющая собой единую систему обобщенных представлений о самом себе и об окружающем мире. Именно она формирует у подростка позицию взрослого человека.
Внутренние позиции «Я-концепции» подростка складываются из имеющегося у него жизненного опыта, наличия актуальных потребностей и представления о том, какое место он занимает в жизни и какое он бы хотел занимать.
Таким образом, именно внутренняя позиция подростка, являющаяся основной его «Я-концепции», обуславливает личностное самоопределение, моделирование будущего места в жизни, а также программирование собственной жизненной программы или плана.
Для современных подростков характерным являются размышления о своем будущем и построение достаточно оптимистичных планов. Каждый строит свой жизненный план исходя из реальной ситуации и положения семьи. Сложностью для подростков является совмещение ближней и дальней перспективы, адекватное формулирование целей. Как показывает практика, зачастую подростки, в силу недостаточности личностного самоопределения, ставят перед собой цели, которые невозможно достичь, то есть иллюзорные.
Личностное самоопределение в период взрослости
Период взрослости – это наиболее длительный период в жизни человека, в рамках которого принято выделять три стадии и субпериода.
Период взрослости подразделяется на:
- период ранней взрослости (20-40 лет);
- период средней взрослости (40-60 лет);
- период поздней взрослости (от 60 и старше лет)
Данные рамки невозможно с точностью применить к каждому человеку, они являются общими, границы могут быть сдвинуты, в зависимости от особенностей психологии развития человека.
Личностное самоопределение не завершается в подростковом и юношеском возрастах, а имеет свое логическое продолжение и в последующий период – в период взрослости.
Подтверждение личностного самоопределения в период взрослости, находится в исследованиях ученых психологов, которые называют данный процесс кризисов «середины жизни» или «десятилетие роковой черты».
В период взрослости, равно как и в подростковый период, человек вновь сталкивается с проблемой личностного самоопределения. Связано это с тем, что человек воплощает в жизнь те планы, которые он «построил» для себя в подростковом возрасте. Не всегда это является возможным. В связи с чем, человек переосмысливает собственную жизнь и свои возможности. На основании переосмысления он по новому определяет свое положение в окружающей действительности.
В период взрослости перед человеком предстает множество выборов, которые он определяет в соответствии со своими предпочтениями и ценностями. Именно в ходе данных выборов и осуществляется новое личностное самоопределение.
Особенностью личностного самоопределения в период взрослости является то, что оно представляет собой процесс, имеющий одновременно динамический и статистический характер.
Личностное самоопределение в период взрослости имеет ряд структурных компонентов, таких как: психологическое настоящее, психологическое прошлое и психологическое будущее. Каждый из компонентов имеет особое значение для человека, так как они наполнены пространственно-временными и ценностно-смысловыми аспектами, виду чего личностное самоопределение предстает как совокупность и единство данных компонентов.
Процесс личностного самоопределения в период взрослости представляет собой принятие личностью необходимых ей смыслов, имеющих особое значение в данный период жизни.
В результате решения «задачи на смысл» осознаются наиболее общие смысловые образования - ценности. Смыслы и ценности создают эскиз будущего и тем самым направляют дальнейший ход жизни личности. На пути присвоения ценностей личность постоянно сталкивается с проблемой выбора. Причем показателем личностного самоопределения является только тот выбор, в котором отдается предпочтение ценности более высокого порядка. Пространственно-временной аспект личностного самоопределения предполагает самореализацию и планирование, которое позволяет человеку представить свое будущее и упорядочить его, разбивая на последовательность ряда целей.