Стихийные группы
Кратковременное собрание – это собрание людей на короткий промежуток времени для совместного времяпрепровождения.
Существует особая разновидность социальных групп, которую в строгом смысле этого слова назвать группой нельзя. К ней относятся объединения большого количества людей на короткий период времени. Люди, входящие в эти объединения, имеют различные интересы, но собираются вместе по какому-то поводу и производят совместные действия. Их членами могут быть представители организованных групп – классов, наций, профессий, возрастов и др. Обычно такие группы возникают стихийно, но, могут быть и организованы.
Четко не осознавая своих целей, такие группы могут быть довольно активными, поэтому нельзя их недооценивать, ибо принимаемые политические и социальные решения часто зависят именно от них.
В социально-психологической литературе среди таких групп выделяют:
- толпу,
- массу,
- публику.
Фактором их формирования является общественное мнение.
Идеи, убеждения таких групп не изолированы друг от друга и образуют своеобразный сплав – массовое сознание общества, выразителем которого является это самое общественное мнение. Причиной их возникновения могут быть отдельные события и явления общественной жизни.
Чтобы понять состояние общества, необходимо исследовать общественное мнение, как важный ключ к пониманию этого состояния. Исследованием общественного мнения чаще всего занимается социология, так как в социальной психологии эти исследования довольно ограничены.
Что касается толпы, то она чаще всего возникает на улице и представляет собой большое скопление людей. Сформироваться толпа может в результате какой-нибудь чрезвычайной ситуации, транспортной ситуации, в результате массовых мероприятий, собраний, массовых гуляний, отдыха и др. Время существования толпы определяется значимостью происходящего инцидента – с ликвидацией элемента зрелищности, толпа расходится.
В случае, например, недовольства каким-либо социальным явлением, толпа может стать агрессивной и переходить к конкретным действиям. Основной фон поведения толпы – это стихия, приводящая к агрессивным формам.
Довольно стабильным образованием с нечеткими границами является масса. Она может быть моментальным образованием или более организованной группой в том случае, когда население собирается сознательно на какую-нибудь акцию – демонстрацию, митинг, манифестацию. В таком случае у массы уже есть организаторы, выдвигаемые заранее, которые действуют четко и продуманно. Люди массы разнородны, имеют разные интересы, а это приводит к её неустойчивости.
Ещё одной формой стихийной группы является публика, правда, элемент стихийности в ней выражен значительно слабее. Публика тоже представляет собой кратковременное собрание людей, только причиной ее сбора будет являться совместное времяпрепровождение на трибунах стадиона, в концертном зале, на городской площади и т. д.
Публика, собирающаяся в залах библиотек, называется аудиторией. Собираясь ради общей цели, публика управляема, вона в основной своей массе соблюдает нормы, принятые на зрелищных мероприятиях. Однако публика тоже является массовым собранием людей и подчиняется законам массы.
Общие черты стихийных групп
Для стихийных групп характерны общие черты, которые говорят, что средства коммуникативного и интерактивного процесса в них сходны.
Представленное в них общественное мнение, дополняется информацией из разных источников. С одной стороны – это официальные сообщения средств массовой информации, а с другой стороны –разного рода слухи и сплетни. Законы распространения и циркулирования у них свои, и это уже предмет исследования социальной психологии.
Сплав утверждений и суждений, сформировавшийся таким образом, функционирует в массе или толпе и является побудителем к определенным действиям. В результате доверие возникает к информации, полученной «здесь и теперь», а потребность в её проверке отпадает.Данные обстоятельства формируют специфические формы взаимодействия и общения.
Наличие таких общностей, как толпа, масса, публика не отрицает специфических форм общения и воздействия.
Массовые формы потребления произведений культуры и искусства, возникшие с усложнением общественной жизни и её форм, проведением свободного времени, средства массовой информации, требуют изучения данного типа общения и внимательного к нему отношения со стороны специалистов. Особенностью и отличительным признаком этого общения является стихийная передача информации.
Заражение как способ воздействия в стихийных группах
Реализуемые в стихийных группах способы воздействия достаточно традиционны. Особым способом воздействия является заражение, проявляющееся такими явлениями как религиозный экстаз, массовый психоз и др.
В общем виде заражение определяется как бессознательная невольная подверженность индивида массовым психозам и проявляется через передачу эмоционального состояния. Возникая в массе, это эмоциональное состояние усиливается, и индивид на бессознательном уровне усваивает чьи-то образцы поведения.
Эффект заражения чаще всего имеет место в неорганизованной общности и выступает ускорителем эмоционального состояния людей. Через заражение возникает особая ситуация паники, которая является следствием или дефицита, или избытка какой-либо пугающей информации. Любое известие, способное вызвать шок, является поводом к панике. Наращивая свою силу, паника включает в действие механизм многократного отражения. Примером является массовая паника в США 1938 г, когда радиослушатели поверили во вторжение марсиан на Землю, хотя это была только инсценировка литературного произведения.
Как явление исследовать панику очень сложно, потому что её нельзя наблюдать непосредственно, не известно время её возникновения, сложно оставаться наблюдателем в ситуации паники и не поддаться ей. Прекратить панику возможно в том случае, если в данной ситуации будет человек, способный предложить образец поведения и восстановить нормальный эмоциональный фон толпы.
При исследовании заражения важным остается вопрос о роли, которую играет уровень общности оценок и установок людей, подверженных психическому заражению.
Несмотря на то, что наукой этот вопрос недостаточно изучен, на практике найдены формы, которые можно использовать в ситуации заражения, например, аплодисменты в ответ на игру популярного актера.
Заражение аудитории зависит от уровня развития личности, от уровня развития самосознания. Если уровень развития общества высокий, то и индивиды относятся критичнее к тем силам, которые автоматически увлекают на путь переживания или каких-то действий.
Вопрос о роли заражения в организованном и социально одобряемом обществе практически не исследован, например, заражение личным примером в той или иной ситуации. Специалисты считают, что изучая эти случаи, можно открыть новые стороны феномена заражения.