Стрессоустойчивость и психологические особенности старшеклассников
Стрессоустойчивость – это совокупность таких качеств, которые дают возможность организму человека спокойно переносить действие стрессоров.
В старшем школьном возрасте происходят значительные изменения в личности подростка.
Стрессоустойчивость проявляется в эмоциональной стабильности, низком уровне тревожности, высоком уровне саморегуляции, что является основой успешного самоопределения старшего школьника.
Однако сегодня стрессоустойчивость старшеклассников вызывает беспокойство и одна из причин – это страх перед предстоящими экзаменами, оказывающий влияние и на здоровье, и на учебную деятельность. Здесь надо сказать, что профилактика стрессовых ситуаций в стенах школы не проводится совсем или проходит не полноценно.
Рисунок 1. Факторы стрессоустойчивости. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Переход от подросткового к юношескому возрасту, отмечает Н.А. Кебина, происходит с резкой сменой внутренней позиции. Основная направленность личности обращена в будущее, а это личностное и профессиональное самоопределение сопровождается тревожностью.
Частной формой психического стресса выступает экзаменационный стресс, являющийся психотравмирующим фактором, который учитывается в клинической психиатрии и может стать пусковым механизмом реактивной депрессии. Общее недомогание, раздражительность, подавленность, тревога, депрессия являются эмоциональными симптомами экзаменационного стресса.
Методы регуляции экзаменационного стресса различны, отмечает О.М. Сергеева. Простой и быстрой является эмоциональная регуляция, подконтрольная стимулам и усиливающаяся под действием стресса. Медленной и сложной регуляцией является волевая. Она осуществляется с помощью самоконтроля и под действием стресса становится слабее.
Поскольку старшеклассники имеют разную регуляцию, то и структура мотивации под воздействием стресса будет различна. У старшеклассников, склонных к рациональному поведению, под воздействием эмоционального стресса уровень учебной мотивации будет снижаться. Специалисты предполагают, что эти подростки сильно перенапрягаются и их организм включает защитные механизмы. Учебная мотивация усиливается у тех, кто склонен к риску, что происходит за счет потребностей в знаниях и самоактуализации.
Стрессоустойчивость, таким образом, обеспечивает старшему школьнику достаточный уровень прочности.
На формирование стрессоустойчивости влияют такие психологические особенности старших школьников как потребность в самостоятельности, психологической и эмоциональной независимости, сконцентрированность на собственной личности.
Повысить стрессоустойчивость старшеклассников можно путем развития саморегуляции, от которой зависит успешность, надежность, продуктивность деятельности.
Теоретические и методические основы программы формирования стрессоустойчивости
Формирование стрессоустойчивости – это личностно значимый процесс, в ходе которого человек осуществляет осознанный поворот к себе и своим ценностям, при этом внимание человека концентрируется на тех факторах, которые дают возможность управлять стрессом.
Формирование стрессоустойчивости проводится специально организованным коррекционным процессом. Целью такой программы является формирование у старшеклассников компетентностей, важных для решения жизненных задач и реализации имеющихся возможностей, а также саморазвитие без потери здоровья.
К задачам программы можно отнести:
- повышение познавательной компетентности в области стрессового состояния и осознания его последствий;
- расширение опыта преодоления стрессовых ситуаций, развитие ситуативной адекватности;
- развитие навыков взаимодействия с окружающими на основе самораскрытия и принятия других;
- развитие мотивационной сферы, рефлексивных способностей, коммуникативной компетентности, адекватной самооценки, самоконтроля, саморегуляции эмоциональных состояний.
Опорой такой работы со старшеклассниками являются три основных блока – диагностический, коррекционно-развивающий и контрольный.
Формируется программа в виде тренинга и включает 20 занятий, которые проводятся в группе численностью 15 человек, возраст которых 15-16 лет.
Программа имеет два направления и условия формирования стрессоустойчивости. Первое направление – изучение стрессовых факторов и коррекция условий, второе направление – развитие личностных механизмов стрессоустойчивости.
Условиями формирования программы являются:
- несовместимость формирования стрессоустойчивости с увеличением учебной нагрузки;
- возможность удовлетворения потребностей школьников;
- включение необходимой информации по проблемам стресса и стрессоустойчивости в содержание образования;
- индивидуальный подход;
- заинтересованность педагогов к формирующей работе и их готовность;
- возможность выбора индивидуализированных способов управления стрессом;
- профессиональная деятельность учителя поддерживает высокую стрессоустойчивость школьника, а по мере его взросления становится результатом его развития и саморегуляции.
Стержневым условием формирования стрессоустойчивости является личностно-ориентированный подход к каждому учащемуся.
Методические приемы, игры и упражнения программы должны способствовать формированию всех компонентов стрессоустойчивости.
Работа по программе повысит у старших школьников общий уровень стрессоустойчивости, потому что в ходе занятий будут формироваться отдельные её компоненты.
Работая по программе над формированием стрессоустойчивости, старшие школьники осваивают такие ключевые понятия как стресс, стрессоустойчивость, мотивация, потребности, вербальное и невербальное общение, коммуникабельность, эмпатия, рефлексия и др.
Работа по программе формирования стрессоустойчивости старших школьников включает основные этапы – выбор испытуемых на добровольной основе, проведение выбранных диагностических методик, обработка, анализ и интерпретация результатов, анализ двух групп испытуемых на основе математической статистики.
После выполнения программы с экспериментальной группой, эмпирическое исследование можно повторить с обеими группами и сравнить полученные результаты.
Стрессоустойчивость и социальная адаптация проверяются по методике адаптированного варианта Холмса и Раге. Проверяется психофизиологический, мотивационный, эмоциональный компоненты стрессоустойчивости.
Результаты диагностики уровня адаптивности проверяются методом математической статистики по критерию U-Манна-Уитни, и показывают отсутствие различий между контрольной и экспериментальной группой, о чем говорит низкий уровень поведенческой регуляции, склонность к нервно-психическим срывам, неадекватная самооценка.
Уровень развития коммуникативных способностей низкий, проявляется агрессивность и конфликтность. Такое психическое состояние характеризуется как пограничное, и нарушает адаптивное равновесие подростков.
Что касается изучения ведущей мотивации старших подростков, то обследование проводится по методике «Мотивация успеха и боязнь неудачи» А.А. Реана. В проведенном исследовании проверялся мотивационный и волевой компонент стрессоустойчивости.
Результаты тоже проверялись по критерию U-Манна-Уитни и показали, что подростки обеих групп – контрольной и экспериментальной – характеризуются низким уровнем развития мотивации достижения.
В деятельности преобладающим является мотив избегания неудачи, оказывающий неблагоприятное влияние на общую стрессоустойчивость.
В целом эксперимент показал, что и в контрольной и экспериментальной группе отмечается недостаточный уровень развития всех компонентов стрессоустойчивости.
В экспериментальной группе была проведена психокоррекционная программа, которая показала, что во всех компонентах стрессоустойчивости есть изменения – появилась хорошая обучаемость и сообразительность, возникли интеллектуальные интересы, исчезли невротические симптомы, более спокойным стало поведение подростков, появилось реалистичное отношение к жизни и лучшая приспособляемость, повысился уровень мотивации достижения.
Положительной стала динамика результатов адаптивности в экспериментальной группе, что проявилось в высоком уровне нервно-психической устойчивости, высокой адекватной самооценке и поведенческой регуляции.