Константин Александрович Москаленко (1917—1984), ученый-педагог-новатор
Краткие биографические данные
Родился в 1917 году в городе Воронеж. Закончил среднюю школу, некоторое время работал на заводе. Решил связать свой жизненный путь с профессией педагога, поэтому поступил учиться на курсы учителей, которые закончил в 1938 году.
После получения педагогического образования, работал в Россошанском районе (Воронежская область) в качестве учителя, а затем – директора сельской школы.
В 1942 году педагогическая деятельность К.А. Москаленко прервалась – он ушёл на фронт, где служил в войсках связи.
После окончания войны в 1945 году был работником обкома и горкома ВЛКСМ (Ульяновская область), работал в качестве инспектора облоно, был приглашён в школу, где работал директором.
В 1954 году переехал в город Липецк, где начинает работать в Липецком педагогическом институте на кафедре педагогики и психологии заведующим.
В течение тридцати лет занимался творческой и новаторской работой, вклад К.А. Москаленко в разработку практических вопросов педагогики был достойно оценен: педагог-новатор был награждён орденом Трудового Красного знамени, множеством медалей, ему присуждены звания «Отличник просвещения СССР», «Отличник народного просвещения РСФСР», кроме того, труды педагога были отмечены множеством почётных грамот разных организаций, курирующих систему образования.
Исследования К.А. Москаленко положили основу «липецкому методу», который был назван новаторским, очень быстро освоен педагогами других областей России.
В основу научных интересов К.А. Москаленко входила проблема, направленная на совершенствование урочной деятельности школьников, рассматривалось использование различных методов обручения, а также структура учебного материала. В результате осуществления научной деятельности, была написана и защищена кандидатская диссертация, кроме того, написано большое количество статей.
Практически до самой смерти занимался научной работой, а также подготовкой учительских кадров.
Умер в 1984 году.
Вклад в науку
Научные исследования К.А. Москаленко были направлены на повышение качества обучения учащихся, активизацию самостоятельности и творчества, развитие индивидуальности. Основной целью педагога было достижение плодотворности обучения и повышения интереса школьников к изучаемому материалу. Эффективная организация и совершенствование учебного процесса была достигнута за счёт внедрения целого комплекса гуманистических идей, которые были обоснованы теоретическими наработками Л.С. Выготского, К.Д. Ушинского, А.Н. Леонтьева и др. педагогов и психологов.
Учёт физиологического учения И.П. Павлова, в котором рассматривались типы нервной системы, позволил обосновать К.А. Москаленко идею об активизации познавательной деятельности учащихся путём учёта темперамента и темпов, с которым осуществляется мыслительная деятельность. Для фиксации накопленных знаний учащимися было предложено в качестве метода оценки использовать поурочный балл, который обладает объективностью, справедливостью, кроме того, позволяет ориентировать ученика в собственных знаниях.
Кроме оценивания знаний учащихся, К.А. Москаленко интересовала проблема повышения эффективности урока, решение которой он видел в подготовке урока учителем. Главным в успешности любого урока педагог считал не арсенал методов, приёмов обучения, а личность учителя и его подготовленность к уроку.
Гуманистические идеи, пропагандируемые К.А. Москаленко, внедрялись в практику работы школ, изучались педагогами на курсах повышения квалификации, практических занятиях.
К.А. Москаленко занимался также разработкой методических пособий, так, к примеру, для учителей начальной школы были разработаны настенные таблицы комплексной наглядности, представлены рекомендации по применению данных таблиц в практической деятельности, разработаны раздаточные материалы для школьников, дневники, документация для осуществления помесячной аттестации школьников и др.
Основные труды
- «Как должен строиться урок. В порядке обсуждения»,
- «Оценка знаний учащихся при закреплении нового материала и её психологическое значение»