Сознательное и бессознательное в психической деятельности
Бессознательное – это совокупность психических явлений и процессов, не входящих в сферу сознания, в то время как сознательное является формой отражения объективной действительности в психике человека.
Далеко не нова концепция трех уровней разума, которую первым популяризовал в обществе З. Фрейд. Его теории оспаривались в научных кругах, но, противопоставить ей что-либо было очень сложно.
Рисунок 1. Сознание и бессознательное. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
З. Фрейд выделил три уровня:
- сознательный разум (ЭГО),
- предсознание,
- бессознательный ум.
Бессознательное недоступно для сознательной мысли.
Что касается сознательного ума, то это то, что большая часть людей ассоциирует с тем, кто они есть. Общение сознания человека с внутренним «Я» и с внешним миром происходит через речь, физические движения, письма, фотографии, мысль. Подсознание отвечает за недавние воспоминания и постоянно контактирует с ресурсами бессознательного. Бессознательное является хранилищем прошлых переживаний и воспоминаний. Неважно, были ли эти воспоминания стерты из-за травмы или просто сознательно забыты и уже не важны. Убеждения, привычки, поведение человека складываются из этих воспоминаний и переживаний.
Через подсознание происходит постоянное общение бессознательного с сознательным и в этом смысл взаимодействия человека с миром – общение происходит через эмоции и чувства, воображение и ощущение, через мечты.
Бессознательное является сферой психического отражения, системой врожденных, безусловно-рефлекторных реакций.
Психические явления, возникающие во сне, ответные реакции, вызванные неощущаемыми, но реально воздействующими раздражителями, побуждение к деятельности без осознания цели входят в область бессознательного.
Сознание имеет тесную связь с волей человека, при помощи волевого усилия он сосредотачивает свое внимание на какой-то идее, воспоминании, а несущественное в данный момент просто отбрасывается.
Самыми сложными формами поведения человека, которые требуют от него постоянного внимания и контроля, управляет сознание и включается в действие, когда:
- возникают неожиданные сложные проблемы интеллектуального характера;
- необходимо преодолеть физиологическое или психическое сопротивление при движении мысли или органа тела;
- осознать конфликтную ситуацию и найти достойный из неё выход;
- при ситуации, содержащей угрозу для человека в случае непринятия необходимых и немедленных действий.
Психическая деятельность человека, таким образом, представляет собой единство сознательного и бессознательного.
Конфликт сознательного и бессознательного
Изучая причины психических расстройств З. Фрейд сделал вывод о том, что их главным источником является конфликт между сознательным и бессознательным, т. е. присущий психике человека изначально конфликт между инстинктивными влечениями и требованием правовых и моральных норм.
Дисгармония в душе человека, считает З. Фрейд, является источником всех социальных конфликтов. Поскольку сознание и бессознательное между собой имеют тесную связь, то существует возможность достичь между ними гармонию. Несмотря на то, что сознание управляет сложными формами поведения, многие поступки человек совершает на бессознательном уровне. Конфликт между ними обуславливается тем, что сознание и бессознательное по-разному воздействуют на деятельность субъекта. Например, в беседе с неприятным человеком, чтобы не возник конфликт, используются продуманные и короткие реплики, но, когда разговор принимает негативный характер, психика реагирует бессознательно. Результатом является то, что человек может проявить самые худшие качества своего характера и оскорбить собеседника, не желая этого.
По мнению З. Фрейда бессознательное содержит в себе те стороны, которые могли бы быть сознательными, но воздействием цензуры были подавлены.
Иррациональное начало, заложенное в бессознательном, является творческим началом.
Внимание Л.С. Выготского было акцентировано на том, что сознание и бессознательное проявляется в деятельности и активности человека, а бессознательное влияет на сознательные процессы и поведение. Л.С. Выготский вместе с Д.Н. Узнадзе отрицали, что бессознательная сфера в жизни и деятельности человека является ведущей.
К. Ясперс, критикуя психоаналитиков, не отрицал роль бессознательных влечений в жизнедеятельности человека, но не придавал им статус первичности.
Все теории, касающиеся конфликта сознательного и бессознательного, имеют сходства и различия. Объясняется это определением автором роли, и значением того, что бессознательное играет в жизни самого автора.
В психологии конфликт между сознательным и бессознательным занимает важное место.
Специалисты считают, что изучая бессознательное, можно познать себя и решить свои проблемы, а наличие сознательного начала отличает человека от естественной природы, которая существует вне зависимости от сознания.
Сознание – это не единственное звено многогранной психики человека, хотя оно и контролирует многие процессы.
Бессознательные и подсознательные идеи
Бессознательные идеи в отличие от подсознательных оригинальны, а подсознательные пришли из сознательных.
Если подсознанием правит вторичный процесс, то бессознательное подчиняется законам первичного процесса.
Вторичный процесс устанавливает концепцию времени, формирует логические связи, указывает на фактор причинности, заполняет провалы в цепочке мыслей.
Подсознательные идеи функционируют и во сне, и в состоянии бодрствования.
Обычно, считают специалисты, вторичный процесс действует в сновидениях. В сновидениях содержатся слова, идеи, мысли, перекочевавшие почти без изменений из состояния бодрствования.
При психических расстройствах подобную цель преследует вторичный процесс.
В качестве примера можно привести человека, больного шизофренией – во время галлюцинации ему кажется, что мир непрерывно изменяется, люди трансформируются в животных, затем в примитивных животных, превращаются в неживые предметы и только после обратной трансформации снова становятся людьми.
Данная идея больного была позаимствована из индуистской религии, в которой души перерождаются и из теории эволюции Дарвина.
В своей работе психоаналитик должен отличать вторичный процесс от того, что присуще самой болезни.
В сознание человека бессознательные идеи входят через подсознание. Например, болезненные влечения при истерии являются обычно бессознательными, а при компульсивном неврозе и других видах шизофрении они будут близки к сознанию, правда, об истинном сознании при этих двух формах болезни говорить нельзя.
Для того, чтобы идее стать сознательной недостаточно подняться из одной системы в другую. Системе сознания необходимо быть настроенной на восприятие подсознательного материала.
Сознательными бессознательные идеи могут стать с помощью тактильных впечатлений, определенных моторных иннерваций, а не с помощью подсознательных вербальных идей.