Сущность компьютерной психодиагностики, ее достоинства и недостатки
Компьютерная психодиагностика – это направление исследований пациентов с использованием информационных технологий при проведении обследования и анализе его результатов, а также разработка и применение компьютерных тестов.
Цель данного направления – создать психодиагностический инструментарий, разработать новые виды экспериментов и методов работы.
Исследования в этой области ориентируются на решение практических задач, т.е. на обеспечение психологов психодиагностическими инструментами, которые создаются на базе новых информационных технологий.
Обработка данных психологических тестов машинами впервые упоминается в 30-е годы, а в 70-80-е годы за рубежом широкое распространение получают компьютерные тесты. В это же время появляются адаптивные тесты, особенность которых заключалась в том, что процессом тестирования в некоторых случаях полностью управлял компьютер.
Компьютерная психодиагностика за рубежом наиболее активно начала развиваться в 80-е годы, поскольку в это время появились мощные и доступные персональные компьютеры. Однако наряду с достижениями появляется в 90-е годы неудовлетворенность компьютерными тестами, потому что они навязывали алгоритмы интерпретации результатов тестирования. Острая критика шла со стороны клинической психологии и тех, кто должен был ставить индивидуальный диагноз.
Таким образом, для компьютерной интерпретации результатов тестирования требуются самостоятельные научные исследования. Безусловно, автоматизированное заключение должно отображать не «усредненные» параметры и характеристики, а иметь индивидуальный характер для каждого испытуемого.
Компьютерная психодиагностика имеет свои достоинства и недостатки.
Достоинствами являются:
- быстрая обработка данных и повышение эффективности работы психолога;
- возможность сосредоточения психолога на решении профессиональных задач, освобождение от трудоемких операций;
- получение более точных результатов и исключение ошибок при обработке исходных данных, повышение четкости и чистоты психологического исследования;
- возможность массовых психодиагностических исследований при одновременном тестировании испытуемых;
- рост уровня стандартизации условий психодиагностического исследования и предъявления заданий независимо от особенностей испытуемого и экспериментатора;
- возможность естественности и откровенности испытуемого во время эксперимента;
- возможность распространения опыта психолога;
- возможность накапливать и хранить данные на каждого испытуемого.
К недостаткам специалисты относят значительные изменения диагностических качеств некоторых методик и, прежде всего, валидности и надежности. Также к недостаткам относится психологический барьер во взаимодействии с компьютером, наличие некорректных формулировок, ограничение времени и невозможность некоторых тестов перевести в компьютерный режим.
Профессиональная консультация
Специалист-психолог проводит профессиональную консультацию, учитывая физические и психологические индивидуальные особенности клиента, его склонности, интересы и способности. Смысл психологических консультаций заключается в оказании помощи человеку решать важные для него задачи и, прежде всего, это определение места в мире профессий, в профессиональном самоопределении.
Сегодня выбор профессии утратил определяющее значение, но, несмотря на это, принятие решения вызывает чувство неуверенности и психической напряженности. Преодоление этих чувств составляет содержание работы профконсультанта. Та или иная профессия предъявляет свои требования, поэтому важно, чтобы эти особенности профессии соотносились с психофизиологическими и индивидуально-психологическими данными клиентов.
При освоении новой профессии и новой системы профессиональных отношений появляется проблема профессиональной адаптации работника и здесь важно снять психологический дискомфорт, предотвратить развитие профессиональной дезадаптации и оказать своевременную помощь клиенту.
В профессиональной консультации есть свои проблемы и одна из них заключается в определении личностного смысла работника в профессиональном труде. Задача профконсультанта заключается в том, чтобы дать человеку шанс быть тем, кем он хотел.
Областью профессиональной консультации является прогноз профессионального успеха, поскольку профессиональный рост и карьера перед личностью возникают уже на этапе выбора профессии, а после адаптации становятся актуальными. Чтобы данный прогноз был реализован, часто работнику необходимо изменить профессиональное поведение и очень уместной здесь будет помощь профессионального консультанта.
Ни одна профессиональная деятельность не бывает идеально гладкой, часто она сопровождается стагнацией, конфликтами и кризисами. Психологическое благополучие личности в эти периоды нарушается, становится уязвимым и неустойчивым. Обращение к профессиональному консультанту в этот период помогает осознать суть трудностей, выработать стратегию оптимального поведения и преодолеть деструктивные моменты.
Такая проблема, как потеря трудоспособности в результате травм, перенесенных заболеваний, тоже приводит к необходимости профессиональной консультации.
Профессиональная психологическая консультация строится на основе следующих принципов:
- активность субъекта профессиональной деятельности;
- комплексный подход к субъекту профессионального становления, в котором должны исследоваться различные по сложности психические свойства;
- добровольность участия в консультировании;
- индивидуальный подход к каждой личности;
- персональная ответственность психолога за правильность постановки психологического диагноза, адекватность используемых методик и коррекционных мероприятий.
Компьютерные методы в психодиагностике
Компьютерные методы в психодиагностике получают довольно большое распространение. Выделяют ряд уровней использования компьютерной техники в психодиагностическом исследовании:
- Самый высокий уровень относится к процессам выбора методов воздействия, подготовки психодиагностического заключения, интерпретации результатов тестирования.
- Средний уровень предусматривает участие компьютера в проведении тестирования.
- Низкий уровень сохраняет данные об следовании и осуществляет обработку первичных результатов диагностирования.
Что касается методик высокого уровня компьютеризации, то их разработка в научном плане достаточно сложная, а существующие компьютерные алгоритмы психодиагностических заключений рекомендовать для массового использования пока нельзя.
Для практических психологов более приемлемы методики среднего уровня компьютеризации.
Компьютеры дают возможность моделировать сложные виды деятельности, приближая модели к реальной действительности по уровню сложности. Кроме этого они дают возможность учитывать не только результаты, но и способ решения диагностической задачи.
В России для решения психодиагностических задач разработаны некоторые компьютерные методики.
Среди них можно назвать следующие:
- контроль за интеллектуальным развитием учащихся и выявлением причин неуспеваемости – тест структуры интеллекта Р. Амтхауера, групповой интеллектуальный тест Дж. Ваны, тест для диагностики умственного развития школьников 12-15 лет, представленный в нескольких компьютерных вариантах;
- личностные методики в виде опросников и проективных техник применяются для решения проблем трудных детей – опросники Р. Кеттелла, Г. Айзенка;
- для выявления акцентуированных личностей есть компьютеризированный опросник Шмишека;
- диагностика уровней и специфики агрессивности использует компьютеризированной опросник Басса-Дарки и тест руки Э. Вагнера;
- шкала социально-психологической адаптированности К. Роджерса и Р. Даймонда, включенные в компьютерные комплексы;
- помощь школьникам в выборе профессии использует компьютерный комплекс «Профориентатор» А.Г. Шмелева.
Психологическая диагностика является прикладной отраслью психологии, которая применяет свои методы, включая компьютеризированные, для решения практических задач, возникающих в разных сферах жизни человека.