Общее понятие о когнитивной психологии как отдельном направлении психологии
Представители теории когнитивного развития личности человека считали, что человек является сложнейшей системой, которая подчиняется в процессе своего развития определённым правилам и нормам.
В своих исследованиях они подчеркивали, что в процессе формирования новейших концепций, качающихся устройства мозга человека, структуре и основных функциях человеческой психики необходимо объединять усилия и результаты научных исследований специалистов из разных сфер знания и использовать в процессе изучения новейшие методики. Основным источником этих методик они считали методики, занимающиеся изучением вычислительных машин и компьютеров.
В качестве отдельного направления когнитивная психология возникла в шестидесятые годы XX века. Толчком для ее развития стала книга Найссера «Когнитивная психология», в которой он определил процесс познания как процесс, с помощью которого поступающие в мозг человека сенсорные данные подвергаются процессам трансформации, редукции, обработке, накоплению, воспроизведению и в дальнейшем используются человеком в процессе его жизнедеятельности.
По мнению автора, процесс познания присутствует в любых проявлениях человеческой деятельности.
Теория Ульриха Найссера о когнитивной психологии
Найссер Ульрих - это американский психолог, являющийся одним из основателей учения о когнитивной психологии, также он являлся директором Центра когнитивной психологии.
Согласно исследования Найссера познание человеком окружающего мира и социальных явлений является процессом, при осуществлении которого входящие сенсорные данные подвергаются трансформации, редукции, обработке, накоплению, воспроизведению и в дальнейшем используются человеком в осуществлении различных видов деятельности и жизни в целом.
По его мнению, процесс познания находит свои проявления в любом акте деятельности человека. Таким образом можно сказать, что когнитивная психология в качестве предмета своего изучения имеет все основные познавательные процессы психики человека, такие как восприятие, память, мышление, ощущения и прочими видами психической активности человека.
В 1967 Найссер Ульрих опубликовал книгу под названием «Когнитивная психология», в которой он говорит о том, что конструктивный характер познавательных процессов человека является основным фактором развития его личности и процесса познания информации из внешнего мира. Основной задачей когнитивной психологии Найссер видит в понимании того каким образов воспринимаемый человеком окружающий мир формируется в целостные образы и стимулы поведения.
По его мнению познание является обобщенным название для всех познавательных процессов, в процессе деятельности которых сенсорная информация способна трансформироваться, редуцироваться, усиливаться, сохраняться, извлекаться и использоваться в процессе жизнедеятельности человека. Познание имеет отношение к данным процессам даже в том случае, когда они осуществляют свое действие в отсутствии релевантной стимуляции, как например при действии процесса воображения или галлюцинациях. Такие термины, как ощущение, восприятие, воображение, запоминание, припоминание, решение задач и мышление, по мнению автора относятся к гипотетическим стадиям или аспектам процесса познания человеком окружающего мира.
Теория восприятия Найссера
По мнению ученого восприятие и другие познавательные процессы являются не просто элементарными операциями, которые совершаются в голове человека. Это акты взаимодействия с миром, которое не просто несет функцию информирования человека о происходящем, но и трансформирует его личность.
В процессе исследований влияния процесса восприятия на процесс познания ученым было сформулировано понятие предвосхищающих схем.
Предвосхищающие схемы – это когнитивные структуры, подготавливающие сознание человека к принятию информации строго определенного вида и тем самым управляющие его текущей активностью.
Естественным путем развития психологических когнитивных структур является путь развития от общего к частному.
Восприятие, по мнению автора является конструктивным процессом предвосхищения какой-либо информации, которое делает возможным для человека процесс принятия данной информации и в результате она становится доступной для понимания и перевода ее в знания.
Для того, чтобы информация стала доступной человеку необходимо четко и активно исследовать возникающий перед ним оптический поток. Данная активность сознания направляется схемами и результатом исследования окружающего мира становится выделенная информация, которая в свою очередь модифицирует исходную схему. Этот процесс Найссер назвал перцептивным циклом.
С помощью понятия перцептивного цикла можно объяснить каким образом человек способен воспринимать знание вместе с формой и содержанием получаемой информации и воспринимаемых явлений и объектов.
В процессе восприятия настроения человек, находится в другом перцептивном цикле, чем при восприятии движения губ.
Схема, являясь одной из фаз активности, связывает человека с окружающей его средой. При этом термин «восприятие» относится не к отдельной его части, а ко всему циклу процесса познания
Схема, таким образом, является той частью цикла, которая является внутренней по отношению к воспринимающему. Она модифицируется опытом и тем или иным образом специфична по отношению к воспринимаемому.
Рассматривая понятие схемы с биологической точки зрения следует отметить, что она является частью нервной системы человека.
Основными функциями схем являются:
- определение вида, к которому должна быть отнесена та или иная информация;
- формулировка плана сбора информации;
- определение четкой структуры действий.
При этом активность схемы не зависит от внешнего источника энергии.