Личность – это конкретный человек, являющийся представителем определенной социальной группы или общества, занимающийся каким-либо видом деятельности, осознающий собственное отношение к окружающему миру и людям, наделенный индивидуальными психологическими особенностями.
Психодинамическая и аналитическая теории личности
Психодинамическая теория личности – это теория личности, разработанная З. Фредом, согласно которой основным источником развития личности человека выступают его врожденные биологические факторы (инстинкты, либидо).
В соответствии с теорий личности З. Фрейда выделяют три основные концептуальные блока, являющиеся ведущими инстанциями личности:
- ИД («Оно») – основа структуры личности, состоит из совокупности бессознательных побуждения (агрессивных и сексуальных).
- ЭГО («Я») – представляет собой совокупность исполнительных и познавательных функций психики, которые осознаваемы человеком и состоят из его познаний об окружающем мире.
- СУПЕРЭГО («сверх-Я») – структура, включающая в себя разнообразные социальные установки, нормы и ценности того социума, в условиях которого проживает человек.
Аналитическая теория личности – это теория личности, разработанная К. Юнгом, который считал, что основным источником развития личности выступают ее врожденные психологические факторы.
В соответствии с данной теорией, каждый человек наследует от своих родителей первичные идеи, которые называются «архетипами». Смыслом жизни человека, является наполнение «архетипов» определенным содержанием.
Основные концептуальные блоки (сферы личности) в соответствии с аналитической теорией личности:
- Индивидуальное бессознательное – совокупность личных чувств и мыслей, эмоционально окрашенных сознанием человека.
- Коллективное бессознательное – это совокупность всего культурного и исторического опыта, накопленного человечеством за время существования.
- Индивидуальное сознательное – структура, которая выступает в качестве основы сознательной деятельности и самосознания личности.
Гуманистическая и когнитивная теории личности
Гуманистическая теория личности – это теория личности, в соответствии с которой основным источником развития личности является ее врожденное стремление к самоактуализации.
Гуманистическая теория личности опирается на два направления: «мотивационное» (А. Маслоу) и «клиническое» (К. Роджерс).
В соответствии с теорий К. Роджерса, психика человека включает в себя две ведущие тенденции, заложенные от природы:
- «самоктуализирующаяся тенденция» - содержит в себе те свойства личности, которые будут развиты в процессе жизнедеятельности;
- «организмичексий отслеживающий процесс» - это механизм по контролю за развитием личности человека.
В соответствии с теорий личности А.Г. Маслоу, в основе развития личности заложены потребности:
- физиологические (еда, питье, сон и т.д.);
- потребности в защищенности и безопасности;
- потребность в определенном социальном статусе и принадлежности;
- самооценка (компетенции, самоуважение, достоинства);
- потребности в самоактуализации (красоте, творчестве и т.д.)
Потребности, представляют собой пирамиду (от низменных к высшим). В основе данной пирамиды заложены физические потребности. Только с удовлетворением нижней потребности, индивид может испытать следующую потребность.
Когнитивная теория личности – это теория личности, разработанная Дж. Келии, в соответствии с которой основным источником развития личности является окружающая его внешняя среда и социум.
Теория личности Дж. Келии опирается на то, что интеллектуальные процессы оказывают значительное влияние на поведение человека и развитие его личности. Особое место отводится и познавательным процессам, которые формируют у каждого человека свою личностную структуру восприятия и понимая окружающего мира и социума.
Поведенческая и диспозиционная теории личности
Поведенческая теория личности – это теория личности, разработанная Дж. Роттером и А. Бандурой, опирающаяся на то, что особое влияние на развитие личности человека оказывают не столько внешние факторы, сколько внутренние.
Поведение человека, в соответствии с данной теорией, основано на саморегуляции, основной целью которой выступает обеспечение самоэффективности и реализации личностных внутренних факторов.
Целостность всех свойств личности заключается в том, что она состоит из нескольких блоков, выступающих в единстве. Только в этом единстве человек может увидеть и осознать взаимосвязь между своим поведением и полученными в ходе него последствиями (результатами). Если человек видит и осознают данную взаимосвязь, то он может регулировать свое поведение, управлять им в соответствии с общепризнанными нормами.
В соответствии с поведенческой теорией личности, структура личности представляет собой достаточно сложную иерархию социальных навыков и рефлексов, в основе которых ведущая роль отведена внутренним блокам (самоэффективность, субъективная значимость и доступность).
Диспозиционная теория личности – это теория личности (авторы Г. Айзенк и Э. Кречмер), рассматривающая в качестве основного источника развития личности человека факторы его генно-средового взаимодействия.
Так, Э. Кречмер установил связь между телесной конструкцией и типом характера, а также между телосложением и склонностью к определенному психическому заболеванию.
Г. Айзенк предположил, что такая личностная черта, как «интроверсия–экстраверсия» (замкнутость–общительность) обусловлена функционированием ретикулярной формации мозга. У интровертов она обеспечивает более высокий тонус коры, поэтому им не нужна излишняя сенсорная стимуляция, они избегают излишних контактов с внешним миром. Экстраверты, наоборот, тянутся к внешней сенсорной стимуляции, потому что у них пониженный тонус коры. Он отождествлял личностные свойства со свойствами темперамента.