Караковский Владимир Абрамович (14 февраля 1932 – 3 марта 2015) - российский и советский педагог.
Краткие биографические данные
В.А. Караковский родился в Свердловске в семье, где оба родителя были педагоги. Когда мальчику исполнилось 6 лет, отца репрессировали и расстреляли.
В.А. Караковский пошёл по стопам родителей, и начал обучение в Челябинском педагогическом институте, по окончании которого в 1953 году работал в качестве учителя в нескольких челябинских школах, там он преподавал русский язык и литературу.
В 1963 году В.А. Караковский был назначен директором школы №1 г. Челябинска.
В 1977 году переезжает в Москву и становится директором школы №825 г. Москвы.
На протяжении 1988-1991 гг. являлся председателем при Всероссийском совете по народному образованию.
В 1989 году В.А. Караковским была защищена докторская диссертация, в результате получена степень доктора педагогических наук. Чуть позже, в 1990 году, был избран членом-корреспондентом РАО.
В 2011 году покинул пост директора школы, но остался в школе в качестве заместителя директора по науке.
Умер в 1915 году в Москве.
Вклад в науку
В.А. Караковским была разработана и внедрена методика коллективного творческого воспитания, в современной педагогической литературе данная методика также называется «коммунарской методикой».
Методика ориентирована на развитие личности школьников с опорой на преобладающие интересы и способности. Ведущими идеями методики являются:
- системность воспитания;
- комплексность воспитания;
- интегрированный характер осуществляемым педагогом воздействий;
- необходимость коллективного творчества.
Данные идеи реализуются в школьном коллективе, в состав которого входит школьная администрация, педагогический совет (с участием школьников старшего звена) и большой совет (включены представители классов, начиная с шестого). Все решения подлежат обсуждению в большом совете.
В качестве функционального узла методики выделен весенний коммунарский сбор; школьники выезжают за город, на протяжении трёх дней проводятся коллективные творческие дела, которые характеризуются высокой интенсивностью. Главным является не осуществление творческой деятельности, не получение продуктов этой деятельности, а наличие особой психологической атмосферы и специфического способа общения.
Воспитательная система школы реализуется в организации ключевых общешкольных дел, ориентированных на реализацию основных ценностей, вырабатывающихся на сборах и в повседневных будничных ситуациях.
Повседневные дела школьников интегрируются в учебной и внеурочной деятельности; автором апробировано использование коллективных, групповых форм работы на уроке, уроков творчества, межпредметных, интегрированных и разновозрастных уроков.
Разработанная В.А. Караковским воспитательная система получила широкое распространение в современных российских школах.
Основные труды
В сферу интересов В.А. Караковского входила разработка воспитательной системы школы, интеграция урочной и внеурочной деятельности, соответственно, основная масса трудов посвящена именно этой проблематике.
Основными трудами автора являются:
- Воспитай гражданина (1987);
- Воспитательная система школы: Педагогические идеи и опыт формирования (1991);
- Общечеловеческие ценности – основа целостного учебно-воспитательного процесса (1993);
- Школьное воспитание как управляемая система (1997);
- Воспитательная система обычной школы (2001);
- Воспитание эффективно, если оно системно (2005) и ряд других.