Психолого-педагогическая диагностика — это важнейший компонент педагогического процесса, включающий оценочную практику. Она концентрируется на исследовании индивидуально-психологических особенностей учащихся.
Особенности психолого-педагогической диагностики
Психолого-педагогическая диагностика и ее метода направлены на изучение особенностей отдельного ученика и социально- психологические характеристики детского коллектива в целом. Она направлена на оптимизацию всего учебно-воспитательного процесса.
Психолого-педагогическая диагностика — это относительно новая научная и практическая область деятельности, которая еще не осмыслена до конца. В связи с этим очень мало теоретических источников, посвященных раскрытию аспектов этого вида диагностической деятельности.
Научные труды в основном направлены на исследование отдельно психологической или педагогической диагностики. В понятии «психолого-педагогическая диагностика» отражаются сразу две характеристики – «психологическая» и «педагогическая». В соответствии с тем, какая из этих сфер акцентируется, на нее и переносят понимание сущности.
Например, часть исследователей определяют психолого-педагогическую диагностику в качестве психодиагностики в области образования или в качестве педагогической диагностики, основанной на психологических особенностях.
В педагогике есть такое диагностическое направление, как педагогическая психодиагностика. Ее объект представлен психологическими характеристиками личности и тенденциями ее развития под воздействием педагогического процесса.
Педагогическая психодиагностика с точки зрения использования количественных и качественных методов — это наиболее методологически разработанное направление. Она связана с задачами психологической и педагогической коррекции личности и деятельности.
Психолого-педагогическая диагностика концентрируется на разработке теоретической базы использования психологических методов анализа количественного и качественного характера. Они помогают исследовать индивидуальный уровень и процесс развития детей и подростков в зависимости от требований и норм, которые содержатся в программах обучения и воспитания.
Особенности качественных и количественных методов
Одной из основных областей, в которой используются качественные и количественные методы психодиагностики, является сфера образования и воспитания. Психологическая диагностика представляет собой обязательную стадию и средство решения практических задач, решаемых образовательными учреждениями.
Качественные и количественные методы психолого-педагогической диагностики направлены на решение следующих задач:
- Контроль интеллектуального и личностного развития учащихся;
- Оценку школьной зрелости;
- Определение причин неуспеваемости;
- Процесс отбора в школы и классы с углубленным изучением некоторых предметов (так называемое профильное обучение);
- Решение проблем школьников и воспитанников с отклоняющимся (девиантным) поведением, решение конфликтных ситуаций;
- Выявление одаренных учеников;
- Осуществление профессиональной ориентации и др.
Для осуществления психолого-педагогической диагностики специалисты используют соответствующие методы и методики.
Методы диагностики включают количественные и качественные методы в виде широкого класса методик, которые обладают родством основного технологического приема или родством теоретической системы представлений.
Диагностические методики представляют собой конкретные и частные процедуры в виде системы действий. Они необходимы для получения информации о конкретных психических свойствах (предмете диагностики). Количественные и качественные методы берутся за основу анализа определенного класса ситуаций (условий диагностики) или решения поставленных задач (цель диагностики).
Разделение методов диагностики на качественные и количественные
Отдельная группа психолого-педагогической диагностики включает психодиагностические методики, в основе которых лежит качественный и количественный анализ экспериментальных данных.
В качественном анализе происходит описание диагностируемого свойства с помощью известных научных понятий. Такие методики включают:
- Феноменологический анализ,
- Клинический анализ,
- Исследование отдельных случаев,
- Включенное наблюдение,
- Оценка.
Во втором случае исследование производится с помощью относительной степени развития определенного свойства у отдельного ученика в сравнении с другими.
Методы сбора информации в диагностике также делятся на количественные и качественные. Количественные исследования необходимы для исследования объективных характеристик поведения, которые можно измерить количественно. Такой вид диагностики, как правило, носит описательный характер.
Обработка информации в количественных исследованиях и диагностике происходит при использовании упорядоченных процедур, количественных по своей природе. Выборка в количественных исследованиях должна соответствовать жестким требованиям, основанным на теории вероятности и математической статистике. По этой причине бывает происходит перенос выводов, которые были получены на основании анализа выборочной совокупности, на всю генеральную совокупность.
Качественные методы диагностики предназначены для получения более глубокой информации с помощью специальной техники. Это исследование можно назвать интерпретационным, поскольку оно предполагает возможность получения информации о мотивах поведения и установках.
Количественные и качественные методы нельзя противопоставлять, поскольку они должны быть взаимосвязаны и дополнять друг друга. Используя такой подход, специалисты могут быть уверены в том, что получают в ходе диагностики достоверную информацию.
Результаты качественных методов диагностики можно перевести в количественную форму. Для этого предназначен, например, такой количественный метод, как контент-анализ.