Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Изучение жизненных перспектив в период взрослости

Сущность понятия «жизненные перспективы»

Определение 1

Жизненная перспектива – это совокупность обстоятельств и условий жизни, создающих личности возможность для оптимального жизненного продвижения.

Исследование этой проблемы началось в 80-е годы прошлого века, а основой для него стали ранние работы С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева.

Жизненный путь, считал С.Л. Рубинштейн, не является развертыванием, заложенного в детстве, плана жизни. На каждом этапе этого социально-детерминированного процесса возникают свои новообразования, а сама личность является активным участником процесса. По мнению Б.Г. Ананьева, основой для рассмотрения жизненного пути является анализ биографии, а единицей анализа – возраст человека. Выделяя этапы в жизни, ученый дал характеристику каждого возраста.

При разработке жизненного пути особое значение приобретает феномен «жизненной перспективы личности». В переводе с латинского «перспектива» – это план на будущее, система ценностей и целей, которые дают возможность при их реализации сделать жизнь человека эффективной.

Жизненные перспективы определяются семейным, профессиональным, возрастным самоопределением в жизни и зависят от социально-психологической и социальной зрелости и активности. Жизненная перспектива с точки зрения К. Левина – это своеобразная самопроекция в будущее, которая отражает систему мотивов человека и, как бы, выходит за пределы личной мотивационной иерархии.

Если говорить о психологической перспективе, то это сознательное мысленное предвидение будущего, которое зависит от типов личности.

Замечание 1

Личностная перспектива – это готовность к будущему в настоящем, она является показателем зрелости личности. Жизненная перспектива является более ёмким и глубоким понятием.

«Изучение жизненных перспектив в период взрослости» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Жизненную перспективу многие авторы рассматривают как планирование своего будущего. По поводу жизненного плана в психологической литературе известен целый ряд мнений, С.Л. Рубинштейн, например, считает, что жизненный план – это есть отражение в жизнедеятельности личности прошлого, настоящего и будущего.

П. Кириллова и Л. Сохань под жизненным планом понимают систему решений, психологических установок личности, в которых отражаются потребности личности, уровень духовного развития и нравственной зрелости.

Замечание 2

Активность личности в формировании жизненной перспективы имеет большое значение и выступает как потребность в деятельности, определяя цели, направления, мотивы.

Важным и необходимым компонентом активности выступают:

Инициатива, как творческое начало в личности, связана с активностью. Чтобы ощутить себя хозяином собственной жизни и почувствовать свою жизненную силу необходимо быть ответственным за каждое свое действие.

Жизненный путь и жизненная перспектива определяются самим человеком, суть которых состоит в выборе условий, выборе образования, профессии, максимально отвечающих особенностям личности, её желаниям, способностям, ценностям. Вся предшествующая жизнь с достигнутым личностным потенциалом и приоритетами создает жизненную перспективу

Психологические характеристики периода взрослости

Период взрослости занимает две трети жизни человека, но остается наименее изученным периодом. Выделяют раннюю, среднюю и зрелую взрослость.

Возрастные границы каждой подстадии выбираются исходя из того, что интересует исследователей. Человек в хронологическом возрасте несет юридическую ответственность, а определяется этот возраст с момента рождения.

Функциональный возраст показывает уровень и объем знаний и навыков человека. На сколько лет себя чувствует человек, является возрастом экзистенциальным.

Также выделяют возраст эмоциональный, социальный, моральный и др.

Психологические особенности взрослого возраста связаны с биологическим развитием человека в данный период жизни.

Своих максимальных возможностей внутренние органы, мышцы и скелет достигают в середине третьего десятка лет. В сорокалетнем возрасте начинают стареть другие жизненно важные органы, а зрение и слух начинают ослабевать после 50 лет.

Специалисты, однако, считают, что занятия физическими упражнениями и правильное питание всё же способствуют продолжительности жизни.

В любом возрасте индивидуальные различия значительны, так, например, совсем немного людей демонстрируют снижение многих способностей. Даже в преклонном возрасте люди сохраняют функционирование одной или нескольких способностей.

О благоприятном когнитивном статусе в старости говорит отсутствие сердечнососудистых заболеваний, благоприятная среда с хорошими социо-экономическими условиями, вовлеченность в интеллектуальную активность, личностная гибкость в середине жизни, высокий когнитивный статус супруга.

Если говорить о психологическом развитии, то в результате исследований обнаружены позитивные изменения личности взрослых, которые с возрастом продвигаются к высокому уровню компетентности.

В стрессовой ситуации люди зрелого возраста оказывают помощь другим, не теряя бодрого расположения духа, думают о будущем и не реагируют на текущие неизбежные конфликты.

Характерным для взрослого возраста является и социальное развитие, которое можно рассматривать как последовательность социальных ролей, которые усваиваются на основе важных событий.

Каждый человек выделяет свои собственные этапы взросления, например, после службы в армии молодой человек чувствует себя взрослее не служивших ещё сверстников.

Физически здоровые и волевые люди не чувствуют в себе каких-то перемен по внутренним ощущениям даже на границе 60-летнего возраста. Это говорит о том, что создать психологическую периодизацию взрослого человека довольно сложно. Максимальный расцвет личности может наступить в 40, в 60 и даже в 80 лет.

Периоду взрослости свойственны как позитивные, так и негативные изменения личности. С одной стороны психологические особенности заключаются в нарушении процессов целеполагания, эмоциональном состоянии неудовлетворенности, тревоги, одиночества, невозможности управлять своей жизнью. С другой стороны, с возрастом возрастает уровень компетентности, уровень морального развития, продолжается социальное развитие, приобретается мудрость. Собственное Я лишается своей исключительности, а вторая половина, дети, друзья приобретают для взрослого человека большое значение.

Жизненные перспективы в период взрослости

Как процесс социального самоопределения взросление многомерно и многогранно и его противоречия ярче проявляются в формировании жизненной перспективы.

Замечание 3

Взрослость в перспективе жизненного пути рассматривается как время роста и значительных перемен.

В перспективе времени жизни выявлены главные характеристики социализации взрослых. Так, например, Б.Л. Ньюгартен предполагает, что стареющий человек больше полагается на внутреннюю систему убеждений, т.е. со временем он становится своеобразным и самоактуализирующимся. Во-вторых, считает Б.Л. Ньюгартен, происходит инверсия половых ролей в середине жизни и мужчины становятся пассивными и заботливыми, а женщины – властными и деятельными.

На вторую половину жизни человека особое внимание обратил К.Г. Юнг, считая, что в этом возрасте человек склонен искать и оправдывать смысл своего существования.

Главная проблема, которая в этот период встает перед человеком, согласно Эриксону, заключается в переходе к генеративности или поглощенности собой и стагнации.

Генеративность для многих выражается в рамках множества ролей, включая семейные и профессиональные. Поглощенность собой и чувство стагнации является альтернативой генеративности.

Не в состоянии найти ценность в поддержке и помощи новому поколению, часть людей подвергается чувству неудовлетворенности жизнью. Также предметом их переживаний может стать отсутствие личных достижений либо, наоборот, склонность обесценивать любые свои достижения.

В средние годы и в пожилом возрасте, по мнению Р. Пека, появляются новые проблемы и задачи, а уместить их в рамках двух стадий – генеративности против стагнации и стадии целостности Эго против отчаяния, невозможно.

Мужчины и женщины во взрослом возрасте пересматривают жизненные цели и размышляют о выполнении ранее поставленных задач.

Несмотря на то, что семейные отношения играют определяющую роль на многих этапах жизни, в середине этого пути многие больше полагаются на друзей, нежели на членов семьи.

Представители самой старшей возрастной группы начинают ценить индивидуальные и неповторимые черты своих друзей.

Установки, потребности, профессиональные цели в ходе развития взрослых могут меняться, а профессиональная деятельность может измениться коренным образом.

Взрослые люди в большей степени должны жить настоящим, молодым надо смотреть вперед, старикам – оглядываться назад, а людям среднего возраста, по отношению к двум поколениям и по отношению к себе, надо жить здесь и сейчас.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 13.01.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot