Развитие психологи в качестве самостоятельной науки началось с экспериментальной психологии. У ее истоков стояли немецкие ученые Г. Гельмгольц, В. Вундт, Э. Вебер и Г. Фехнер.
Зарождение и становление экспериментальной психологии
К середине 19 века использование экспериментального метода в области познания человеческой природы не являлось большой редкостью. Во-первых, ученые начали отказываться от средневекового авторитаризма и схоластики в естественных науках. Этот процесс сопровождался повсеместным распространением соответствующих форм эксперимента. Во-вторых, многие исследователи-естественники, включая физиков, медиков, биологов, в своей практике все чаще стали сталкиваться с явлениями, понимание которых потребовало конкретного знания об устройстве организма человека. Особенно это касалось работы органов чувств, двигательного аппарата и механизмов мозга.
Уже с середины 18 века в физиологии стали использоваться различные экспериментальные методы:
- Искусственное раздражение живого органа или препарата;
- Регистрация (наблюдение) ответов, вызванных определенным раздражителем;
- Математическая обработка информации.
Немецкий биолог Мюллер разработал «Руководство по физиологии человека», в котором отразил богатый опыт физиологических исследований системы функций человеческого организма. Уже в 19 веке шотландский врач М. Холл и профессор из Франции П. Флоранс стали заниматься исследованием функций мозга. Они впервые широко использовали метод экстирпации (удаления).
В 1861 году французский хирург П. Брока предлагает новый клинический метод, заключающийся в посмертном исследовании структуры мозга для обнаружения поврежденных участков, отвечавших за поведение человека. В экспериментах вскрывался мозг умершего и разыскивались повреждения, которые привели к аномалии его поведения при жизни. Так, в результате исследования мозга одного человека, которые при жизни говорил невнятно, открыли «центр речи», расположенный в третьей лобной извилине коры головного мозга.
Развитие экспериментальной физиологии способствовало развитию антропологических наук того времени. В этом процессе происходило быстрое увеличение фактического материала, относящегося к соответствующим аспектам жизнедеятельности организмов. Полученные в эксперименте сведения было невозможно установить умозрительно, так как большая часть жизненных процессов была ранее монопольным предметом религиозно-философских размышлений.
Развитие психологии как самостоятельной науки
Психология в качестве отдельной науки начала свое развитие с экспериментальной психологии. В 19 веке стремительно развивалась физиология нервной системы, которая постепенно отвоевывала у философии все большее пространство.
Немецким ученым Г. Гельмгольцем были проведены замеры скорости проведения нервных импульсов. С помощью экспериментов он исследовал зрение и слух. Это стало основой становления психологии восприятия. Теория восприятия цвета Гельмгольца затронула не только периферические аспекты, но и большую часть центрально обусловленных явлений, которые было невозможно подвергать контролю в полной мере (например, резонансная концепция слухового восприятия).
В середине 19 века сформировалась ситуация, когда возможно стало использование экспериментальных методов естественных наук в исследовании психологических проблем (в частности, проблемы соотношения души и тела). Вне зависимости от того, что на развитие теоретических и методологических основ психологии влияли древнейшие науки (например, философия, медицина, биология), считается, что современный подход взял свое начало в первой психологической лаборатории В. Вундта.
В основе психологии Вундта были экспериментальные методы естественных наук (в первую очередь, физиологии). В качестве предмета исследования здесь выступало сознание. Основа концептуальных взглядов была представлена эмпирицизмом, которое считалось направлением, признающим чувственный опыт как единственный источник достоверного знания. Также за основу был взят ассоцианизм в качестве направления психологии, которое объясняло динамику психических процессов через принцип ассоциаций.
В. Вундт выдвинул предположение, что сознание представляет собой суть психики. Оно выступает как сложнейшее явление, для исследования которого максимально подойдет метод анализа (редукционизм). Ученый отметил, что первым шагом в анализе явления должно выступать полное описание составляющих элементов. Психология должна была изучать непосредственный опыт, освобожденный от любых интерпретаций и опосредованного опыта. Опыт не должен становиться элементом непосредственного переживания.
Эксперименты в области интроспекции и внутренней перцепции осуществляла Лейпцигская лаборатория. Для этого были предусмотрены строгие правила, которые включали:
- Точность в определении момента начала эксперимента;
- Отсутствие снижения уровня внимания со стороны наблюдателя;
- Проведение эксперимента многократно;
- Приемлемость условий проведения эксперимента с целью контроля изменения факторов раздражения.
Интроспективный анализ в 19 веке не был связан с качественной интроспекцией (описанием испытуемым своего внутреннего опыта). Он касался больше непосредственных представлений испытуемых о размере, интенсивности, диапазоне действия физических раздражителей, времени реакции и др. В то время выводы об элементах и процессах сознания производились на основе объективных оценок.
Первоначально развитие экспериментальной психологии происходило в рамках структурного направления по изучению проблем сознания. Оно следовало по традициям методологического подхода, разработанного Р. Декартом. На этой стадии в психологии происходило накопление эмпирического материала, разработка методологии и инструментария психических явлений. Широкое прикладное использование эти методы получили чуть позже.