Воображение – это психический процесс, который заключается в способности создания новых представлений на основе имеющегося опыта. Иными словами, воображение - это способность представлять отсутствующий или реально не существующий образ, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им.
Воображение в психологии
Воображение представляет собой основу наглядно-образного мышления. Оно позволяет людям ориентироваться в различных ситуациях, решая задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Воображение часто помогает людям в тех случаях жизни, когда практические действия невозможны или затруднены (нежелательны, нецелесообразны).
Воображение играет большую роль в жизни человека. Оно оказывает воздействие на все психические процессы и состояния, а также на организм в целом. С помощью него индивид разумно планирует и творит свою деятельность, управляя ею. Практически вся человеческая материальная и духовая культура становится продуктом воображения и творчества.
Воображение способно выводить человека за рамки его сиюминутного существования, напоминая о прошлом, открывая будущее. Если индивид наделен богатым воображением, то он получает возможность «жить» в разном времени. Этого не может себе позволить никакое другое живое существо. Прошлое фиксируется благодаря образам памяти, которые произвольно воскрешаются усилием воли. Будущее при этом представлено в мечтах и фантазиях.
Сущность воображения характеризуется следующими аспектами:
- Построение мысленного образа средств и конечного результата предметной деятельности;
- Формирование программы поведения, в которой проблема характеризуется неопределенностью;
- Продуцирование образов, которые способны заменять, симулировать действительность;
- Формирование образов, которые соответствуют описанию объекта.
Воображение обладает аналитико-синтетическим характером, как и прочие психические процессы (например, мышление, память, восприятие). Важнейшим назначением воображения является то, что оно дает возможность представить результаты труда до его начала. Это ориентирует людей в процессе деятельности.
Структура воображения
В исследовании структуры воображения принято рассматривать аффективный и познавательный компоненты. Аффективное воображение проявляется в ситуациях противоречия между образами реальности, которые существуют в сознании субъекта, и самой отражаемой реальностью. Невозможность разрешения противоречия ведет к увеличению внутреннего напряжения. В этом случае может появиться тревога и страх.
В качестве функций аффективного воображения выступают:
- Защитная функция, которая помогает человеку преодолевать возникающие противоречия;
- Регулирующая функция, которая приобретается в процессе усвоения норм поведения.
Наряду с аффективным воображением психологи рассматривают познавательное воображение. Оно позволяет людям осуществлять достройку и уточнение целостной картины мира.
Если рассматривать сущность воображения, то необходимо обратить внимание на опережающий характер его развития в сравнении с мышлением в дошкольном и младшем подростковом возрасте.
В структуре творческого воображения выделяется две операции: диссоциация и ассоциация. Диссоциация представляет собой подготовительную операцию, в ходе которой производится раздробление чувственно данного опыта. В результате подобной предварительной обработки опыта его элементы выходят в новое сочетание.
Ассоциация является формированием целостного образа из элементов вычлененных единиц образов. Она способна давать начало новым сочетаниям или образам. Помимо перечисленных, существуют и прочие интеллектуальные операции (например, аналогия с частным и чисто случайным сходством).
Несмотря на сложность этапов развития структуры воображения у человека, выделяются определенные закономерности в его формировании. Так, первые проявления структуры воображения напрямую связаны с процессом восприятия.
Например, ребенок в возрасте полутора лет не способен еще слушать даже самый простой рассказ или сказку. Он постоянно отвлекается или засыпает, но с удовольствием слушает рассказы о том, что он сам пережил. В данном примере достаточно прослеживается связь воображения и восприятия. Дети могут слушать рассказ о собственных переживаниях по той причине, что отчетливо представляют то, о чем идет речь.
Взаимосвязь между восприятием и воображением может сохраниться и на следующем этапе развития. На нем дети в своих играх начинают переработку полученных впечатлений, видоизменяя в воображении воспринятые ранее предметы. Так, стол может превратиться в пещеру или дом, а коробка — в автомобиль. Тем не менее, первые образы воображения ребенка в любом случае относятся к деятельности. Он не мечтает, а воплощает переработанные образы в собственную деятельность, даже несмотря на то, что эта деятельность представляет собой игр.
При исследовании структуры воображения человека был выявлен важнейший этап, который связан с тем возрастом, когда дети овладевают речью. Речь дает возможность включить в структуру воображения не только конкретные образы, но и более отвлеченные представления и категории. Она позволяет осуществить переход от выражения образов воображения в деятельности к непосредственному их выражению в речи.
Стадия овладения речью связана с ростом практического опыта и развитием внимания. Это дает возможность более просто выделять отдельные части предмета, которые воспринимаются уже в качестве самостоятельных. Однако синтез осуществляется с существенным искажением действительности. По причине отсутствия достаточного опыта и недостаточной критичности мышления дети не способны формировать образы, близкие к реальной действительности. Главная особенность этой стадии состоит в непроизвольном характере возникновения образов.